«Спектр-РГ» отыскал новую редкую затменную катаклизмическую переменную

Астрономы обнаружили новую затменную систему типа AM Гончих Псов — редкий вид катаклизмических переменных из белого карлика и гелиевой звезды. Это удалось сделать благодаря космической рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ», Препринт работы опубликован на arXiv.org.

Астрофизическая обсерватория «Спектр-Рентген-Гамма» создана в рамках Федеральной космической программы России по заказу Российской академии наук, с участием Германии. Головная организация с российской стороны по научной полезной нагрузке — Институт космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН).

Системы типа AM Гончих Псов представляют собой редкую разновидность катаклизмических переменных. Это ультракомпактные двойные системы, в которых белый карлик аккрецирует материал со звезды-компаньона, богатой гелием и заполняющей свою полость Роша. Такие объекты — любопытные природные лаборатории для изучения процессов аккреции в экстремальных условиях. Предполагается, что подобные системы образуются в результате эволюции более широких катаклизмических переменных, где шли процессы массопереноса и образования общей оболочки.

Рентгеновское (слева) и оптическое (справа) изображения SRGeJ0453. Antonio C. Rodriguez et al. / arXiv, 2023

Группа астрономов во главе с Антонио Родригесом (Antonio C. Rodriguez) из Калифорнийского технологического института сообщила об открытии нового представителя переменных типа AM Гончих Псов, получившего обозначение SRGeJ0453. Оно было сделано в ходе совместного анализа данных наблюдений рентгеновского телескопа eROSITA, установленного на борту космической обсерватории «Спектр-РГ», и наземной оптической системы Zwicky Transient Facility. Система также наблюдалась наземным телескопом РТТ-150.

SRGeJ0453 находится в 780 световых годах от Солнца и состоит из белого карлика с массой 0,85 массы Солнца и звезды-донора вещества, которая изначально могла быть гелиевой звездой или белым карликом. Она характеризуется радиусом 0,078 радиуса Солнца и массой 0,044 массы Солнца. Тела обращаются вокруг друг друга с периодом 55,08 минуты, затмевая друг друга, а аккреционный диск вокруг белого карлика может быть намагничен.

Источник: N+1