Академия

Старт Года Петра Великого в Кунсткамере: «Он был первым собирателем и первым экскурсоводом»

Старт Года Петра Великого в Кунсткамере: «Он был первым собирателем и первым экскурсоводом»

Рубрика 300-летие РАН
Старт Года Петра Великого в Кунсткамере: «Он был первым собирателем и первым экскурсоводом»

Символический старт году Петра Великого дал директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН член-корреспондент РАН Андрей Головнёв в ходе пресс-конференции в башне исторического здания музея 11 января. Он перевернул страницу Петровского календаря, изданного к 350-летнему юбилею Петра I, а также рассказал о новой экспозиции, которая откроется в день рождения первого российского императора и основателя Кунсткамеры 9 июня.

Проект «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» потребовал масштабного обновления нескольких этажей башни. По словам Андрея Головнёва, новое выставочное пространство будет передавать изначальную идею музея как дворца знаний, храма науки и искусства, «Великого театра мира», заложенную самим Петром. «Когда мы реконструируем Кунсткамеру, мы реконструируем вот тот ее петровский облик, воссоздаем именно Theatrum Mundi. В этом смысле проект, который мы сейчас осуществляем и который откроется в экспозиции 9 июня, уникален – такого никогда не было. Мы воссоздаем то, на что наслоились многие эпохи».

Пожар 1747 года, перемещения коллекций, постройка нового корпуса делают эту задачу нелегкой. По словам директора музея, многое из того, что мы видим сейчас и считаем наследием Петра Великого, является в большой части наследием советского времени.

«Мы восстанавливаем тот облик и тот дизайн, который первоначально был свойственен, например, анатомической коллекции. Восстанавливаем фрагмент анатомического театра и собираем примерно те анатомические композиции, которые существовали во времена Фредерика Рюйша – в подлиннике. То есть в этом отношении у нас намечена реконструкция. Мы восстанавливаем тот облик, в котором Кунсткамера начинала свой жизненный путь».

При этом идея передать дух творчества и новаторства той эпохи не исключает дополнения подлинных экспонатов мультимедийными элементами – во-первых, этого ожидает современный посетитель музея, а во-вторых, в части разделов использовать оригинальные предметы сложно. Помимо пожара, это объясняется тем, что с начала 19 века новые музеи, согласно уставу Академии наук, создавались на базе собрания Кунсткамеры.

Как рассказал главный дизайнер проекта «Петровская Кунсткамера» Денис Куканов, предварительно была сделана трехмерная модель башни, на которой были опробованы многочисленные идеи. Согласно принятой концепции, первый этаж башни станет тем самым Theatrum Mundi – пространством Великого театра мира. Концентрическое, с обходными галереями, оно будто специально задумано, чтобы наложить на него космогоническую модель. «В центре этого пространства, под просторным куполом, оказывается человек. То есть это, действительно, центр мироздания. Вокруг него строится мир глазами человека 18 века, как он видел это тогда. И все развитие композиции строится от центра к периферии».

Идея второго этажа – кругосветное путешествие – также хорошо применима к кольцевой галерее, окружающей второй свет купольного пространства. Оно напоминает лимб (круговую шкалу) навигационного прибора, компаса или морской астролябии, а центральная ось делит пространство на две стихии – земли и воды. Это академические экспедиции и морские путешествия соответственно, уточнил Денис Куканов.

«Из Кунсткамеры, на основе Кунсткамеры, с возвратом в Кунсткамеру была «запущена» и Академия наук. Первые академические экспедиции и даже доакадемическая экспедиция Даниэля Мессершмидта были ориентированы на Кунсткамеру», - напомнил руководитель МАЭ РАН Андрей Головнёв.

На первом этаже новой экспозиции будут созданы три кабинета: самого Петра I, одного из его наставников – упомянутого Фредерика Рюйша, подарившего Петру свою уникальную коллекцию, и архитектора Иоганна Шумахера. По словам директора музея, это будут порталы в мир «великой троицы» основателей Кунсткамеры. Посетителей ждут интересные концептуальные решения – в первом кабинете «будут отражаться друг в друге, как Солнце и Луна, посмертные маски Петра и Карла XII».

Главный хранитель фондов Кунсткамеры Наталья Копанева продемонстрировала еще несколько предметов, которые станут частью экспозиции кабинета Петра. Это ядра из Персидского похода (в том числе, персидское ядро с якорьками, попавшее в судно морского капитана Золотарева) и стеклянный пузырек с порохом – трофей войны 1610–1615 годов, полученный после осады шведами Тихвинского монастыря. Ранее сообщалось, что всего в рамках «Петровской Кунсткамеры» планируется представить более 500 музейных экспонатов.

«Я надеюсь, что Кунсткамера у посетителей нашего музея не будет восприниматься так однобоко, как она воспринимается сейчас. И вы увидите Кунсткамеру как музей универсальный, музей энциклопедический – предвестник того энциклопедизма, который стал символом 18 века в Европе и в России», - сказал директор музея Андрей Головнёв.

В день открытия экспозиции в Кунсткамере планируется также провести Первую Ассамблею Альянса ранних универсальных музеев мира (альянс «старых» музеев был создан по инициативе Кунсткамеры, его учредителями стали также германский Franckesche Stiftungen и нидерландский Teylers Museum). «По существу сегодня Альянс универсальных музеев мира готовится к годовщине Петра, волей или неволей, потому что именно по этому поводу соберется ассамблея».

Еще одним важным мероприятием Года Петра Великого в Кунсткамере станет выставка «Многонародная Россия» – ее проведут осенью, по возможности, приурочив к годовщине принятия Петром I титула императора. Для Ночи музеев в Санкт-Петербурге «точкой отсчета» в этом году также станет фигура Петра.

Отвечая на вопрос о научном взгляде на петровское наследие, Андрей Головнёв отметил, что, с его точки зрения, интерес для исследования представляет «северное измерение» петровского мировоззрения – тема хотя и привычная, но пока «очень плохо артикулированная»:

«Есть одна очень сильная, очень перспективная линия Петра, которую нам, антропологам и историкам удается отследить, но она не общепринята. А именно – становление «северности» России. Мы сами не подозреваем, насколько эта идентичность для нас важна. Северность – это основа нашего самопонимания. Заложена она была во многом Рюриком и Рюриковичами впервые, а затем поддержана в имперском масштабе именно Петром. Санкт-Петербург, кстати, - одна из ярких иллюстраций и проявление этого».

Проект по созданию экспозиции «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» является одним из основных мероприятий, приуроченных в России к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I согласно указу Президента РФ Владимира Путина. Как сообщалось ранее, на создание экспозиции «Петровская Кунсткамера» Минобрнауки России в 2021 году было выделено почти 84 млн рублей.

Редакция сайта РАН