Степан Калмыков рассказал об экспертной роли РАН в принятии государственных решений
Степан Калмыков рассказал об экспертной роли РАН в принятии государственных решений
Российская академия наук выполняет роль главной экспертной организации страны, которая проводит экспертные заключения государственных решений в области науки и технологий. Программы научных исследований должны отвечать критерию востребованности, а за содержание и успех научно-технологических проектов должны нести ответственность головные научные организации. Об этом рассказал вице-президент РАН академик Степан Калмыков на XI Международном форуме технологического развития «Технопром-2024», который проходит 27-30 августа в Новосибирске.
Российская академия наук сильно изменилась за последние два года, подчеркнул Степан Калмыков. Сегодня РАН участвует во всех государственных решениях, касающихся науки и технологий.
Вице-президент РАН отметил, что в настоящий момент Академия наук и Минобрнауки России перестраивают работу так, чтобы программы исследовательских коллективов в рамках госзаданий отвечали критерию востребованности. «Востребованность — это работа с высокотехнологичными компаниями и государственными корпорациями, которые хотят, чтобы научно-исследовательские коллективы делали вещи, которые в перспективе могут превратиться в основу будущих технологий», — рассказал он.
Востребованными должны считаться в том числе темы в области фундаментальных и поисковых решений. Однако они могут как привести к результатам, так и нет. «Ответственность за это не ложится на учёных, потому что такая работа — проверка гипотезы. А если будет результат, он может стать абсолютным прорывом в области тех или иных технологий», — считает вице-президент РАН.
Экспертиза государственных решений проводится при активном сотрудничестве Академии наук с Минобрнауки России и Курчатовским институтом, подчеркнул Степан Калмыков.
«Самые крупные научные достижения, такие как атомный проект, полёт в космос, химизация и другие, были бы невозможны без Академии наук. Важнейшие научно-технологические направления должны иметь научного руководителя. И в рамках советских проектов были созданы головные научные организации, руководство и сотрудники которых несли персональную ответственность за содержание и успех проекта, реалистичность его научных концепций <…> Сегодня по результатам совместных совещаний с Курчатовским институтом мы готовим совместную позицию, протоколы заседаний передаются в министерство, в аппарат Правительства РФ. Роль и значение головных научных организаций в приоритетных направлениях между нашими организациями едины», — заключил академик.