ЦАГИ и РАН займутся моделированием нестационарного обтекания канонических тел
ЦАГИ и РАН займутся моделированием нестационарного обтекания канонических тел
Сегодня поддержка фундаментальных исследований — один из приоритетов государства в стремлении занять передовые позиции в области науки и технологий. Одним из эффективных инструментов на этом пути служит грантовая поддержка проектов ученых. Этот механизм позволяет талантливым специалистам развивать свои инициативы в интересах прогресса наукоемких отраслей промышленности. Примером служит исследование «Моделирование нестационарного обтекания канонических тел» Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), получившее грант Российского научного фонда (РНФ).
Полет летательного аппарата происходит, как правило, в условиях нестационарного обтекания — например, при маневрировании, при сильной турбулентности атмосферы или попадании в вихревой след. На этапе проектирования данные факторы учитываются с использованием различных методов, в том числе — численного моделирования. От их успешной валидации зависит точность получаемых учеными результатов. Этим вопросом и будут заниматься специалисты ЦАГИ в ходе исследования.
В рамках проекта, который ЦАГИ будет реализовывать при участии коллег из Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, ученые планируют решить две основные научные проблемы. Первая заключается в моделировании нестационарных режимов полета летательных аппаратов на основе новых экспериментальных, вычислительных и теоретических подходов. Второй блок задач связан с валидацией имеющихся компьютерных моделей и программного обеспечения.
Одним из результатов работы станет методика определения нестационарных аэродинамических характеристик моделей летательных аппаратов в аэродинамических трубах. «В ходе проекта будут применены уникальные методы обработки результатов нестационарных измерений и в процессе выполнения — доведены до состояния методик. Сейчас можно уверенно сказать, что нас ожидают интересные результаты в данном направлении», — отметил руководитель проекта — начальник испытательного центра «Аэродинамика» ФАУ «ЦАГИ», к.т.н. Антон Горбушин.
Методы измерений нестационарных нагрузок могут применяться не только в авиации, но и в других отраслях промышленности и сельского хозяйства — например, для измерения массы грузов при перевозке автомобильным и железнодорожным транспортом, а также массы тел на движущихся транспортерах и фасовочных линиях (взвешивание и отбраковка продукции). Полезным будет определение нагрузок при испытаниях изделий на удар о препятствие и т.д.
Работа получила поддержку РНФ в рамках конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» и рассчитана на три года