Цифровой портрет собора: Институт археологии РАН запустил виртуальный тур по Георгиевскому собору Юрьева монастыря
Цифровой портрет собора: Институт археологии РАН запустил виртуальный тур по Георгиевскому собору Юрьева монастыря
На сайте Институте археологии РАН появился виртуальный тур «Археология Георгиевского собора». Экскурсия, разработку которой взяла на себя компания Моспано, представляет новый формат, объединяющий результаты многолетних научных исследований и цифровую реконструкцию архитектуры и интерьеров Георгиевского собора Юрьева монастыря. Проект аккумулировал итоги научных исследований по истории, архитектуре собора и технологий, применявшихся при росписи храма, и позволит больше узнать о них широкому зрителю.
«Георгиевский собор сконцентрировал различные аспекты изучения древнерусской культуры, как материальной, так и духовной: это и археология как история изучения древностей, и архитектура, и эпиграфика, и настенные росписи, которые изучают с точки зрения искусствоведения (стиль, приемы письма, цвет, композиция) и использования технологий (состав штукатурки, состав пигментов, приемы и последовательность нанесения слоев); это особенности погребального обряда. Все эти данные легли в основу виртуального тура и позволили построить не просто красочную экскурсию, но получить многомерный „портрет” собора, причем развивающийся во времени, от ранних этапов его существоания до современности», – сказала Марина Вдовиченко, ученый секретарь Института археологии РАН.
Комплексные исследования на территории Юрьева монастыря осуществлялись при содействии и по благословению митрополита Новгородского и Староруссого, главы Новгородской митрополии Льва.
Виртуальный тур подготовлен в рамках гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по теме «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013–2020 годов)» при поддержке фонда «История Отечества».
Фрагменты иллюстраций виртуального тура по Георгиевскому собору Юрьева монастыря.
С 2013 года на территории Юрьева монастыря в Великом Новгороде работает Новгородский архитектурно-археологический отряд ИА РАН под руководством члена-корреспондента РАН Владимира Седова. Исследования проводились внутри собора и на примыкающей к нему территории. Был исследован монастырский некрополь, открыты и изучены погребения как внутри собора, в числе которых – гробница новгородского святителя Феоктиста, так и за его пределами, у южного и северного фасадов.
В 2013 году под полом собора, а в 2022 году – за пределами храма, на территории монастыря, были обнаружены сотни тысяч фрагментов первоначальной фресковой живописи, сбитых со стен и положенных в основание пола во время ремонта, начатого в 1820-е годы архимандритом Фотием. Извлеченные из-под земли фрагменты фресок переданы в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник для дальнейшей обработки, консервации и изучения.
В ходе комплексных исследований была построена цифровая модель Георгиевского собора, в которую вошла информация об утраченных и демонтированных частях здания, пристройках. Также в модель внесены данные о техническом состоянии конструкций: подобная «дефектная ведомость» необходима для реставрационных работ и мониторинга сохранности памятника.
Виртуальный тур сделан в формате 360º и позволяет «обойти» собор со все сторон и полностью осмотреть его интерьер. Для перемещения используются хот-споты, переносящие зрителей в разные уголки храма, в том числе и в закрытые для посещений: в неотреставрированную часть здания, на хоры, в лестничную башню. Клик на кружки с изображением лупы открывает страницу с фотографиями и подробным описанием какого-либо важного участка собора, например, фрагмента фрески, граффити на столбе лестничной башни, некрополя, а также содержит данные об утраченных участках, например, фрагментах настенной росписи на фасаде здания.
Описания каждого участка включают информацию, полученную в ходе комплексных исследований. Так, описание некрополей включает данные антропологических исследований, граффити на стенах собора снабжены расшифровками и подробными комментариями. В разделе, посвященном новгородскому святителю Феоктисту, посетители могут увидеть его гробницу, ознакомиться с биографией святого, увидеть портретную графическую реконструкцию, выполненную по результатам арнтропологических исследований и узнать, где находятся останки святителя в настоящее время.
Виртуальная экскурсия позволяет реконструировать в текстовом формате детали интерьера раннего собора, которые связывают памятник с другими шедеврами древнерусского искусства – иконой «Устюжское Благовещение» и храмовым образом Святого Георгия, которые в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Археологи определили местоположение первоначального иконостаса Георгиевского собора, в котором находились эти иконы: в ходе раскопок в полу XI века были обнаружены специальные отверстия под первоначальный иконостас и сень на Царскими вратами с выносом двух опорных столбов.
Комплексные исследования позволили понять, какие «спецэффекты» использовали средневековые зодчие при оформлении интерьера храма. Так, геологи из Санкт-Петербурга, изучив плиты первоначального пола собора, определили, что камень для них был добыт из каменоломен на реке Шелони: только там можно было получить огромные камни, из которых можно было выточить плиты, доходящие до 2,5 метров.
«Пол собора – это поразительный памятник средневекового искусства. Он отличается от полов других храмов: в южнорусских и многих византийских храмах полы делали из керамических поливных плиток или из мраморных плит. Такие полы отражали свет, сверкали, были многоцветными. Полы Георгиевского собора были матовые, однотонные, и это оказывало совсем другой эффект: это была монументальная, очень спокойная, инертная поверхность, которая придавала дополнительную значительность интерьеру памятника», – отметил Владимир Седов.
В 2021 году для изучения фресковых росписей собора первой трети XII века в Институте археологии РАН была создана Лаборатория архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников, которую возглавила Алессандра Джиумлиа-Маир, эксперт по археометрическому анализу с мировым именем.
Изучение фресок методами точных наук позволили определить состав красочного слоя, штукатурки, последовательность нанесения слоев. В ходе работ с фресками Георгиевского собора ученые создали новую методику исследования настенных росписей, которая также была опробована на других домонгольских памятниках Новгорода.
«Комплексные исследования велись по всем доступным на современном этапе методикам. Благодаря им мы теперь знаем, из какого материала был построен собор, как были созданы его настенные росписи. Изучение технологий средневековых мастеров не только раскрывает техническую сторону строительства, но и уточняет, насыщает подробностями наши знания о торговых и политических сторонах жизни древнего Новгорода. Так, исследование пигментов и обнаружение среди них лазурита, добытого на территории современного Афганистана, рисует картину широких торговых связей Новгорода в домонгольскую эпоху. Запуск виртуального тура позволит широкому кругу зрителей не только полюбоваться красивыми видами Юрьева монастыря и уникальными интерьерами Георгиевского собора, но и получить наиболее полную информацию о его истории, роли в культурной и духовной жизни Новгорода, а также ознакомиться с последними научными данными по исследованиям собора, изложенными в научно-популярной форме», – пояснила Марина Вдовиченко.
Источник: пресс-служба Института археологии РАН.