Учет свойств циркулирующих клеток для эффективного лечения рака

Ученые НИИ онкологии Томского национального исследовательского медицинского центра Российской академии наук (НИМЦ РАН) разработали метод определения молекулярного подтипа совокупности циркулирующих опухолевых клеток, ответственных за метастатический потенциал опухоли при раке молочной железы.

Корректно подобранная схема лечения онкологических заболеваний позволяет добиться ремиссии на длительный срок, однако изменчивый молекулярный портрет раковых клеток нередко осложняет эту задачу. Ученые НИИ онкологии Томского НИМЦ РАН предложили при выборе терапии учитывать молекулярные свойства циркулирующих опухолевых клеток (ЦОК). Исследователи разработали метод определения молекулярного подтипа совокупности ЦОК, ответственных за метастатический потенциал опухоли. Среди преимуществ метода – его экономичность и малая инвазивность: пациенту нужно просто сдать кровь.

Лечение рака молочной железы назначается в зависимости от молекулярно-биологического подтипа злокачественного образования. «Специалисты оценивают в опухоли рецепторы эстрогена/прогестерона, рецепторы эпидермального фактора роста человека Her2/neu и маркер пролиферации Ki-67, – рассказывает Владимир Перельмутер, главный научный сотрудник отделения общей и молекулярной патологии НИИ онкологии Томского НИМЦ, Заслуженный деятель науки РФ. – Однако в ходе развития опухолевые клетки могут изменять свой молекулярный портрет, и в этом случае назначенная схема лечения может быть неэффективной».

В последнее время онкологи все чаще сходятся во мнении, что указанные маркеры нужно оценивать в оставшихся очагах опухоли, в метастазах или же в опухолевых клетках, циркулирующих в периферической крови пациента. «Мы разработали метод определения молекулярного подтипа совокупности ЦОК, ответственных за метастатический потенциал опухоли (т.е. способность давать метастазы). Метод относится к жидкостной биопсии, является малоинвазивным и не требует дорогостоящего оборудования; пациенту нужно просто сдать кровь», подчеркивает д-р мед. наук Любовь Таширева, заведующая лабораторией молекулярной терапии рака НИИ онкологии Томского НИМЦ РАН.

В исследовании приняли участие 43 пациентки. Для 87% из них оказался характерен феномен так называемой конверсии молекулярно-биологического подтипа рака молочной железы: в этом случае клетки первичной опухоли и ЦОК имеют разные фенотипы. В случаях, когда выбранная по молекулярному подтипу первичной опухоли схема терапии не соответствовала   молекулярному подтипу совокупности ЦОК, пятилетняя выживаемость была ниже. Практически всегда конверсия требует оптимизации схемы лечения.

Внедрение новой методики в клиническую практику приведет к улучшению результатов лечения больных раком молочной железы. «Обнаруженный феномен имеет критически важное значение для практического здравоохранения: назначение терапии с учетом молекулярно-биологического подтипа ЦОК более чем на четверть увеличивает 5-летнюю безметастатическую выживаемость пациентов», – комментирует результаты исследования член-корр. РАН Надежда Чердынцева, заместитель директора НИИ онкологии Томского НИМЦ РАН по научной работе.

Для проведения исследования потребовался междисциплинарный подход. В состав научного коллектива вошли представители отделения общей и молекулярной патологии, лаборатории молекулярной онкологии и иммунологии и лаборатории молекулярной терапии рака, открытой в рамках нацпроекта «Наука и университеты». Результаты опубликованы в высокорейтинговом научном журнале первого квартиля.

Публикация: [Grigoryeva E.S., Tashireva L., Alifanov V.V., Savelieva O. E., Vtorushin S. V., Zavyalova M. V., Bragina O. D., Garbukov E. Y., Cherdyntseva N. V., Choinzonov E. L., Perelmuter V. M. Molecular subtype conversion in CTCs as indicator of treatment adequacy associated with metastasis-free survival in breast cancer. Scientific Reports. 2022; 12, 20949]

Источник: НИИ онкологии Томского НИМЦ РАН.