Улучшен метод определения радиационной дозы в продуктах питания

Физики и химики МГУ улучшили «метод отпечатков пальцев», позволяющий определять дозу излучения, полученную при радиационной обработке продуктов питания. В исследовании показано, что данный метод проще и быстрее аналогов и может применяться для многих видов продуктов.

Результаты исследования опубликованы в журнале Q1 Journal of Food Composition and Analysis.

Радиационная обработка продуктов применяется во многих странах для продления сроков хранения, ингибирования прорастания, борьбы с бактериями, вирусами, плесенью и насекомыми. Например, обработка позволяет не использовать холодильники при перевозке туш крупного рогатого скота между континентами, что снижает цену перевозки.

«Для  регулировки оборота обработанной продукции важно уметь определять, какую дозу получили продукты при обработке. Такие методы уже есть, но они дороги, малопроизводительны, требуют больших затрат времени, высокой квалификации оператора и недостаточно универсальны, то есть неприменимы к разным видам продукции», — рассказала Ульяна Близнюк, зав. лабораторией радиационной обработки биообъектов отдела ядерно-физических методов в медицине и промышленности НИИЯФ МГУ, старший преподаватель физического факультета.

В данном исследовании ученые усовершенствовали метод «отпечатков пальцев». Метод основан на сравнении свойств неизвестного образца с эталоном. Сначала из образца извлекают активные соединения, экстрагируя образец водой. К полученному раствору добавляют краситель и окислитель, что запускает индикаторную реакцию. Реакционную смесь периодически фотографируют в нескольких спектральных диапазонах в течение определенного времени (например, получаса), измеряя поглощение света и люминесценцию. Полученные данные обрабатывают с помощью дискриминантного анализа.

«На индикаторную реакцию влияют вещества, которые изменились при радиационной обработке продукта. Благодаря этому мы можем определить, какую дозу облучения получил продукт», — прокомментировал Михаил Беклемишев, ведущий научный сотрудник кафедры аналитической химии химического факультета МГУ.

В качестве облучаемых образцов были выбраны говядина и картофель. Из множества возможных красителей и окислителей учёные выбрали оптимальные для соответствующих продуктов. Для ускорения работы была изучена зависимость результатов от температуры, при которой проводилась экстракция образцов водой, и от ее продолжительности.

Ученые обнаружили, что можно сократить время экстракции для картофеля с 24 до 1 часа, сохранив эффективность распознавания доз. Для говядины также удалось сократить время экстракции, но при этом рекомендуется не нагревать раствор.

«Метод может применяться для проведения широкомасштабных скринингов в случае перехода к массовому облучению продуктов», — рассказала Яна Зубрицкая, аспирант кафедры физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ.

Источник: МГУ.