Уникальные наскальные изображения в Хакасии теперь можно увидеть виртуально
Уникальные наскальные изображения в Хакасии теперь можно увидеть виртуально
В Институте археологии и этнографии СО РАН создали виртуальный тур по Боярским писаницам, уникальному комплексу наскальных изображений в Хакасии, представляющему жизнь деревни кочевников две тысячи лет назад. Художники изобразили жилища, бытовые предметы и своих современников.
Боярские писаницы — комплекс из шести местонахождений петроглифов, в число которых входят, в частности, Большая Боярская писаница (наиболее популярная у туристов), Малая Боярская и другие. Своё название писаницы получили по хребту Бояры, лежащему на левом берегу Красноярского водохранилища. Боярские писаницы, в свою очередь, входят в состав большой группы памятников наскального искусства Бояры — Абакано-Перевоз. Такая концентрация наскальных изображений говорит об активной деятельности в регионе древнего населения и развитых культовых традициях, сопровождавшихся нанесением на скалы важных для них образов.
Самые известные изображения Боярских писаниц — это «деревни» раннего железного века (III-II веков до нашей эры). На больших плоскостях-фризах изображены жилища — войлочные юрты, бревенчатые срубы и даже глинобитный дом, не типичный для данной местности. Около жилищ видны жители (некоторые из них верхом), скот (козлы, бараны и быки), домашняя утварь — котлы, бочонки и др. Как рассказала одна из исследовательниц памятника, кандидат исторических наук Лидия Зоткина: «Именно по котлам характерной формы, а также по сложносоставному луку в руках одного из персонажей удалось датировать изображения». За пределами поселения показаны олени, некоторые со стрелами в спинах.
Исследователи не пришли к однозначному мнению, являются ли композиции Боярских писаниц изображением реального поселения или мифологической «деревни предков». Среди жителей деревни привлекает внимание фигура человека (возможно, шамана или божества) с поднятыми вверх руками, окружённая крупными выбоинами. Это может быть изображение человека под дождём или снегом, или божества, дарующего благодать.
Большая и Малая Боярские писаницы были открыты в 1904 году исследователем и просветителем А.В. Адриановым. В начале 1930-х годов археолог М.П. Грязнов сделал первую прорисовку изображений Малой писаницы и впервые начал анализ устройства общества, представители которого создали изображения.
В начале 1950-х годов археолог С.В. Киселёв опубликовал подробное описание петроглифов, уделив особое внимание конструкциям жилищ. Масштабное изучение писаниц началось в 1960-70-е годы в связи с работами под руководством М.А. Дэвлет. Дэвлет выпустила первую и пока единственную монографию о памятнике, уделив в ней особое внимание связи изображений с культовой деятельностью.
С 1980-х годов и по настоящее время продолжается систематическое изучение писаниц, в том числе, при участии Института археологии и этнографии СО РАН, обнаруживаются новые изображения и уточняются уже известные.
Виртуальный тур создан при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».
Источник: ИАЭТ СО РАН.