Усовершенствован метод получения нейронов человека из клеток кожи

Сотрудники Центра клеточных технологий Института цитологии РАН и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) усовершенствовали метод получения нейронов человека из клеток кожи. По их словам, это позволит упростить изучение и разработать новые стратегии лечения болезни Хантингтона, Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний. Результаты исследования опубликованы в журнале  International Journal of Molecular Sciences.

Моделирование нейропатологий на нейронах, полученных из других клеток с помощью клеточного репрограммирования, — ключ к разработке стратегий лечения нейродегенеративных заболеваний, объяснили ученые. По их словам, этот подход позволяет строить персонализированные модели, основанные на клеточном материале конкретных пациентов.

Прямое репрограммирование — это новый метод, при котором сразу из фибробластов можно получить взрослые нейроны за счет внесения особых конструкций из ДНК и малых молекул. Но проблема заключается в низкой эффективности — только от трех до 15 процентов клеток выживают после такого превращения.

Специалисты СПбПУ и Центра клеточных технологий добились выживаемости клеток на уровне 80 процентов.

Индуцированный нейрон стриатума (скопления серого вещества в глубине полушарий переднего мозга), полученный по модифицированному протоколу, несущий в своем геноме ген красного флуоресцентного белка

«В отличие от нейронов, фибробласты — делящиеся клетки, и в момент превращения они могут находиться на разных стадиях клеточного цикла, что существенно влияет на успешность процедуры. Главная наша идея — синхронизация клеточных циклов в исходном материале за счет добавки специального вещества, рапамицина. Также мы оптимизировали ряд других моментов в этой технологии», — объяснила младший научный сотрудник лаборатории молекулярной нейродегенерации Института биомедицинских систем и биотехнологий СПбПУ и сотрудник Института цитологии РАН Нина Красковская.

По словам авторов, предложенный ими метод позволяет получать большие популяции нейронов с одинаковым белковым составом. Это существенно снизит погрешность при построении персонализированных моделей и облегчит интерпретацию исследований нейродегенеративных заболеваний.

Индуцированный нейрон стриатума, окрашенный антителами к нейрональному маркеру бета-тубулина III

Так, подчеркивают исследователи, они уже разработали применение нового метода для изучения болезни Хантингтона, а сейчас создают клеточные модели для болезни Альцгеймера.
«Наш подход был успешно отработан на здоровых клетках. Мы продолжаем исследования с использованием фибробластов реальных пациентов для того, чтобы оценить эффективность лекарственных препаратов, уже прошедших испытания на животных моделях», — рассказала госпожа Красковская.

Работа поддержана грантом Российского научного фонда № 22-75-00106.

Источник: РИА