Установлена взаимосвязь разных видов клещей и бактерий риккетсия

Новосибирские биологи совместно с омскими коллегами провели исследование генетической вариабельности бактерий R. helvetica в клещах рода Ixodes. В результате изучения уникальной области, где обитают сразу три вида клещей этого рода, а также проанализировав данные, полученные и опубликованные ранее, специалисты показали наличие четырёх генетических линий R. helvetica и обнаружили ассоциацию этих линий с определённым видом клеща или с определённой территорией.

Род клещей Ixodes переносит патогенные, а в ряде случаев смертельные для человека заболевания: энцефалит, боррелиоз и риккетсиоз. Rickettsia — это род бактерий, внутриклеточных паразитов, которые могут вызывать различные заболевания. Большинство риккетсиозов протекает с характерной симптоматикой: лихорадка, сыпь, корочка на месте укуса — называется «первичный аффект», мышечная и суставная боль. Это не вызывает у врачей сомнения в постановке диагноза. Человека лечат антибиотиками. R. helvetica вызывает риккетсиозы с нетипичным течением заболевания: отсутствует сыпь и «первичный аффект». В этом случае сложно определить риккетсиоз, особенно если человек не заметил укуса клеща.

В Омской области исследователи из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Омского НИИ природно-очаговых инфекций обнаружили участок симпатрии — места, где обитают несколько видов клещей. Ixodes apronophorus (далее — I. apronophorus) и Ixodes trianguliceps (далее — I. trianguliceps) живут в норах и питаются исключительно на животных. Клещи Ixodes persulcatus (далее — I. persulcatus) нападают и на людей. Эти три вида были найдены на одной территории в Омской области. Заражённость патогенами клещей видов I. apronophorus и I. trianguliceps почти не исследуется, так как они неопасны для людей. Однако эти виды интересны тем, что могут прокармливаться на тех же животных, что и I. persulcatus, который кусает человека.

Одна из авторов исследования, младший научный сотрудник лаборатории молекулярной микробиологии Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН кандидат биологических наук Яна Петровна Иголкина, рассказала: «Случаи риккетсиоза, связанного с R. Helvetica, выявляются в основном в европейских странах. Иногда заболевание сопровождается менингитом, миокардитом и перикардитом. Поэтому у переболевшего этим риккетсиозом могут быть серьёзные последствия для организма. В России был выявлен только один случай риккетсиоза, вызванного R. Helvetica. Возможно, это связано с тем, что для выявления этого патогена нужно всё время мониторить клинические образцы пациентов на наличие ДНК бактерий. На практике, в отличие от клещевого энцефалита и боррелиозов, для выявления риккетсиозов ни молекулярные, ни иммунологические методы, как правило, не используются, поскольку обычно риккетсиозы протекают с характерной симптоматикой. Вероятно, случаев риккетсиозов, связанных с R. Helvetica, больше, но они не выявляются. Клещи I. trianguliceps и I. apronophorus не кусают человека, а у них достаточно часто встречается R. helvetica. Этот патоген есть и в опасных для людей I. persulcatus, но в России на большинстве территорий очень маленький процент клещей заражены им. Мы видели высокий уровень инфицированности I. persulcatus только на Сахалине, там более 60 % клещей заражены R. helvetica. Также наши коллеги из Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии “Вектор” выявляли достаточно большой процент зараженных клещей I. persulcatus в Республике Коми. Интересно было бы изучить, болеют ли этим риккетсиозом люди после укусов клещами в этих областях».

Риккетсии живут и развиваются в организмах клещей. Когда заражённый клещ укусит животное, он передаст ему бактерии, и какое-то время риккетсии будут присутствовать в крови животного. Если во время этого процесса особь укусит незаражённый клещ, он также заразится. В природе вполне может возникнуть ситуация, когда опасный для человека I. persulcatus получит бактерии через питание на животном, которого заразили I. apronophorus или I. trianguliceps. Другой способ передачи риккетсий у клещей — трансовариальный: заражённая особь (самка) откладывает яйца, и какой-то процент из них может также обладать патогеном.

В исследовании рассматривался и аспект трансфазовой передачи бактерий. Клещи проходят несколько стадий развития. Сначала самка откладывает яйца. Из них вылупляются личинки. Они напитываются, затем линяют в нимф. Нимфы питаются и после линьки становятся взрослыми клещами. Для исследования омские учёные собирали особей двумя способами: на белую ткань с травы и снимали с животных. В ходе эксперимента часть личинок и нимф оставляли перелинивать в следующие фазы в лабораторных условиях. Это было необходимо, чтобы посмотреть наличие трансфазовой передачи патогена. У перелинявших клещей R. helvetica выявляли у большинства I. apronophorus и в одном клеще I. persulcatus.

Кроме распространенности R. helvetica ученые исследовали генетическое разнообразие этого вида бактерий в представленных клещах. «Существует ассоциация различных генетических линий R. helvetica с определенным видом клеща или с определенной территорией, хотя она не всегда строгая. Разные изоляты R. helvetica могут иметь небольшие отличия в последовательности ДНК. Проанализировав последовательности, полученные нами, а также доступные в базе данных, мы выявили четыре генетические линии данного вида риккетсий. Мы удивились, когда выяснили, что есть генетическая линия R. helvetica, которая выявляется исключительно в I. apronophorus. Мы назвали эту линию апронафорусной, она ассоциирована с этим видом клещей. Всего было выделено четыре линии: апронафорусная, триангулицепсная, европейская и дальневосточная», — объясняет Яна Иголкина.

Апронафорусная линия R. helvetica встречалась только в I. apronophorus. К триангулицепсной линии были отнесены изоляты преимущественно из I. trianguliceps, но к этой линии также относятся и изоляты из клещей I. persulcatus из Республики Коми. Европейская линия в основном представлена изолятами R. helvetica из клещей Ixodes ricinus из Европы. Дальневосточная линия представлена изолятами из клещей I. persulcatus из разных регионов Дальнего Востока (острова Сахалин и Путятина). Вполне возможно, что дальнейшие исследования покажут, что генетические линии риккетсий имеют разные патогенные свойства.

Источник: «Наука в Сибири».

Текст: Ирина Дмитриева.