Академия

В конце декабря руководители Министерства науки и высшего образования провели в удаленном режиме семинары для управленцев вузов и НИИ, на которых подвели итоги года и наметили планы на будущее

В конце декабря руководители Министерства науки и высшего образования провели в удаленном режиме семинары для управленцев вузов и НИИ, на которых подвели итоги года и наметили планы на будущее

Рубрика Лента новостей Профсоюза работников РАН

На первом семинаре министр Валерий Фальков и замминистра Андрей Омельчук представили объемы финансовой поддержки, объяснили подходы к распределению дополнительных средств и приоритетные направления их использования, а также изложили позицию Минобрнауки по поводу политики учреждений в сфере оплаты труда.

Подведомственные организации традиционно в конце года получают дополнительную финансовую поддержку для достижения в текущем году целевых показателей заработной платы (средства на выполнение указа президента о доведении средних зарплат ученых до 200 % от среднерегиональной). Представители Минобрнауки анонсировали объемы финансовой поддержки и объяснили подходы к распределению средств, а также приоритетные направления их использования.

Общий размер поддержки в министерстве считают серьезным. Так, в этом году выделенный 309 научным учреждениям объем госзадания был увеличен на 5,1 млрд рублей по сравнению с запланированным, а дополнительные средства на выполнение зарплатного указа составили 7,7 млрд.

Цели выделения «допов» – не только покрытие дефицита средств на выполнение указа президента, но и стимулирование эффективной финансово-экономической политики учреждений, их результативности и поддержка молодых сотрудников.

– Мы стремимся прийти к такому состоянию, когда сможем не «заливать» дополнительными средствами дефициты, а стимулировать эффективность, – подчеркнул А. В. Омельчук.

Руководителям подведомственных учреждений напомнили, что они несут персональную ответственность за выполнение зарплатного указа, а министерство им лишь по мере сил помогает.

Было отмечено, что администрация должна планировать, на какие показатели по итогам года выйдет организация задолго до его окончания, и о возникновении серьезных проблем сообщать учредителю как можно раньше, чтобы он успел принять меры. Недопустимо ставить министерство в известность об отсутствии возможности достигнуть установленные указом показатели в последний момент. В следующем году организации, в которых такое часто случается, будут контролировать с начала года.

1

Тяжелая ситуация чаще всего складывается в организациях с низким уровнем управления – при неумелом прогнозировании, неправильной расстановке акцентов при распределении средств, заметил замминистра.

Он пояснил, что «победа любой ценой» министерство не устраивает. Нельзя обеспечивать плановые показатели за счет высоких вознаграждений для меньшинства. Зарплатные средства должны работать на сокращение дисбалансов, которые во многих организациях достаточно серьезны.

Второй важный ориентир при распределении фонда оплаты труда – поддержка молодых ученых. Система оплаты труда в организации должна мотивировать научную молодежь к работе.

2

– Жалобы руководителей на невозможность привлекать молодых в большинстве случаев связаны с неправильно выстроенной кадровой политикой учреждения. У тех, кто ставит такую цель в качестве приоритетной, как правило, все получается. И мы видим такие примеры даже в регионах со сложной демографией, – заявил А. В.Омельчук.

3

Какие факторы учитывают в Минобрнауки при распределении «допов» среди НИИ? Во-первых, дефицит зарплатных средств во всех учреждениях данного субъекта Федерации, так как указ должен выполняться не по отдельным организациям, а в среднем по региону. Во-вторых, учитывается эффективность работы НИИ (публикационная активность, объем внебюджетных средств). Наконец, в-третьих, принимается во внимание доля молодых научных сотрудников.

Суммы доводятся организациям в виде субсидий на выполнение госзадания, использовать их необходимо в текущем году. Замминистра отметил, что в прошлом году объемы неизрасходованных и возвращенных в бюджет средств оказались очень большими, и попросил руководителей организаций внимательно отнестись к расходованию дополнительных целевых ресурсов.

Как в 2024 году должна будет выстроена система обеспечения и управления в научных институтах и вузах, подведомственных Министерству науки и высшего образования? На каких целях и задачах в сфере финансово-экономической политики им необходимо сосредоточиться? Изменятся ли индикаторы и показатели, на которых строится оценка эффективности управления учреждениями?

На эти вопросы на втором совещании ответил заместитель Министра науки и высшего образования А. В. Омельчук.

В 2023 году Минобрнауки России запустило для повышения грамотности сотрудников финансово-экономического блока подведомственных учреждений цикл мероприятий по независимой оценке уровня профессиональных компетенций работающих в этой сфере сотрудников (№ 9 НС). В установленные сроки заместители руководителей организаций, руководители структурных подразделений, курирующие вопросы финансово-хозяйственной деятельности и главные бухгалтера прошли тестирование профессиональных и личностных компетенций.

В конце года руководство министерства решило познакомить административно-управленческий персонал НИИ и вузов с результатами оценки и дальнейшими планами.

– На старте мы договорились, что задача этого проекта не «покошмарить» персонал и не принудить руководителей организаций к немедленным кадровым решениям. Поэтому просьба рассматривать первые итоги как отправную точку для большой системной работы по выстраиванию качественного эффективного финансового менеджмента, – подчеркнул замминистра.

Прежде чем перейти к итогам тестирования, он высказал удивление, что «не все заявившиеся посчитали нужным авторизовать свои компетенции». К слову сказать, отказавшихся участвовать было не так уж и много – 11 представителей НИИ и 6 – вузов.

Отрицательно отреагировали в министерстве и на тот вскрывшийся по ходу дела факт, что руководители многих организаций замыкают финансовую работу на себя. Так, только в половине вузов есть проректоры, отвечающие за экономику и финансы. В связи с этим на следующем этапе предполагается провести оценку компетенций руководителей по этому предмету управления.

Для всех НИИ будет введена проверка качества финансового менеджмента, которая уже давно проводится в вузах.

Баллы за профессиональные компетенции пока не вызывают большой тревоги, подвел общий итог А. В. Омельчук. Он подчеркнул, что если в этом году основной акцент был сделан на проверке знания нормативной базы, то в следующем цикле будут оцениваться управленческие компетенции.

– Можно не идеально знать нормативную базу, но формировать правильные по конструкции и логике управленческие решения, а можно знать ее досконально, но не уметь эффективно применять, – прокомментировал замминистра.

При этом внимание к знанию «нормативки» министерство снижать не собирается. Руководителям будут разосланы заключения, какие разделы их сотрудникам стоит подтянуть.

4

5

Проверку личностных компетенций министерство предполагает повторить. Здесь по среднему баллу до максимума еще далеко, но ситуация тоже не критическая, подчеркнул А. В. Омельчук.

Он представил лучшие команды финансистов. Среди НИИ лидерами стали представители ФНЦ исследования и разработки иммунобиологических препаратов им. М. П. Чумакова РАН и НИИ ревматологии им. В. А. Насоновой. Все участники из этих организаций продемонстрировали знания, соответствующие экспертному уровню.

Обнаружились и отстающие. В пяти организациях все участники тестирования показали базовый (начальный) уровень.

В первом квартале министерство проведет совещание, на котором будет объявлен план мероприятий по повышению квалификации разных категорий финансистов, а также график очередного тестирования.

– Будем весь год работать над тем, чтобы сотрудники, отвечающие за финансы – «кровь» экономической системы – профессионально росли. Без грамотного финансового управления успешное развитие организаций невозможно, – подытожил замминистра.

Опубликовано в газете «Научное сообщество» № 12, 2023 г.