В РАН обсудили формирование образовательной экосистемы в сфере квантовых технологий

В РАН обсудили формирование образовательной экосистемы в сфере квантовых технологий

В Российской академии наук под председательством президента РАН академика Геннадия Красникова состоялось заседание Научного совета РАН «Квантовые технологии», посвящённое подготовке кадров для этого высокотехнологичного направления. Мероприятие собрало ведущих представителей научного сообщества, госкорпораций, вузов и системы школьного образования для выработки комплексного подхода к созданию в России непрерывной образовательной цепи в области квантовых технологий.

Также в заседании приняли участие сотрудники министерств и ведомств — специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир Кононов, директор Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития Министерства науки и высшего образования РФ Антон Шашкин, директор Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Юрий Плясунов, заместитель директора Департамента стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Сергей Болдырев и другие.

В своём вступительном слове глава РАН подчеркнул критическую важность кадрового обеспечения для реализации Дорожной карты по развитию квантовых технологий в России и необходимость консолидации усилий всех участников процесса.

Госкорпорация «Росатом», выступающая одним из флагманов развития квантовых вычислений в стране, представила концепцию экосистемы квантового образования, призванную дать комплексный ответ на вызовы индустрии и обеспечить подготовку специалистов с учётом реальных потребностей экономики.

Директор департамента цифровой трансформации Марина Авилова отметила, что образовательная составляющая — неотъемлемый элемент дорожной карты «Квантовые вычисления» до 2030 года, устанавливающей конкретные целевые показатели. Среди них: 42 вуза, реализующих программы по квантовым специальностям; 11 тыс. студентов по программам бакалавриата и магистратуры; 240 мероприятий для школьников и студентов.

Она также обозначила масштаб потребности в кадрах. Согласно экспертной оценке, отрасль нуждается в первую очередь в физиках, руководителях, инженерах и программистах. «Это порядка 10 тысяч человек. Но к этому вопросу мы будем итерационно уточнять потребности с точки зрения системы образования как важнейшего инструмента формирования кадрового ресурса для индустрии», — добавила докладчик.

Генеральный директор АНО «Корпоративная Академия Росатома» Юлия Ужакина детализировала практические шаги по работе с разными аудиториями — от школьников до действующих сотрудников корпорации. «Мы начали выстраивать базу для того, чтобы было кому приходить в квантовую индустрию. Это школьники и студенты», — заявила она.

Особое внимание уделяется работе со школьниками через такие проекты, как «Урок цифры», который охватил 8,5 млн учащихся. «Мы стараемся, чтобы родители тоже были к этому причастны, потому что основной профориентатор ребенка — это родители», — подчеркнула она.

Что касается работы с вузами, в «Росатоме» реализуются совместные образовательные программы с МИФИ и ЛЭТИ. По словам Юлии Ужакиной, пока к студентам применяется индивидуальный подход: «У них первый вопрос — „Где я буду работать и сколько я буду получать?“. Как бы нам это ни нравилось, на него нужно отвечать. 60 с небольшим студентов должны быть нами трудоустроены прямо вот практически вручную». Но в будущем планируется переход к системной работе.

Ведущие технические университеты страны поделились своими наработками и стратегиями. НИЯУ МИФИ представил концепцию создания Международного квантового университета — образовательного центра в партнёрстве с ведущими вузами стран БРИКС, а также научно-образовательной инфраструктурой РАН и индустрии.

Ядро проекта составят МИФИ, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, МФТИ, Московский госудаственный технический университет им. Н.Э. Баумана, НИТУ МИСИС и Университет ИТМО, а также партнёры из Китая, Индии и стран СНГ. Ключевой элемент — сетевая модель обучения: «Студент, заходя в эту систему, семестр в магистратуре проводит, условно говоря, в Китае, семестр в Индии, семестр в Минске и семестр в другом российском университете. На выходе студент получит два диплома — своего вуза и международного квантового университета», — пояснил ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.

МФТИ и МГУ рассказали о своих успешных программах подготовки специалистов мирового уровня, интегрирующих фундаментальное образование с прикладными разработками. Университет ИТМО и НИТУ МИСИС детализировали реализацию образовательных программ по конкретным направлениям — квантовым коммуникациям (эксплуатация и обслуживание магистральных квантовых сетей) и комплексному подходу, объединяющему вычисления, детекторы и коммуникации.

Особое внимание было уделено роли бизнеса в подготовке кадров. ОАО «РЖД», как активный потребитель технологий квантовых коммуникаций, поделилось видением развития кадрового потенциала для отрасли. Начальник департамента квантовых коммуникаций ОАО «РЖД» Артур Глейм отметил, что особенность подготовки кадров здесь — в необходимости объединить несколько компетенций: «Это и вопросы, безусловно, связанные с квантовой технологией, вопросы в области телекоммуникации и сетей, вопросы в области информационной безопасности». Для решения этой задачи была создана межведомственная рабочая группа, разработавшая профессиональные стандарты и образовательные программы.

Эксперты также отметили, что без эффективного курса школьной физики невозможно подготовить кадры для квантовых технологий и других высокотехнологичных отраслей. Как отметил научный руководитель ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства» Иван Ященко, хотя в предыдущие годы наблюдалась тенденция к снижению числа школьников, выбирающих ЕГЭ по математике и физике, в текущем году удалось переломить ситуацию. Например, если в 2021 году физику сдавали 129 тыс. школьников, а к 2024 году их количество уменьшилось до 91 тыс., то в 2025 году число участников ЕГЭ по физике выросло до 99 тыс. человек.

«Подготовка школьников, проявивших талант в области математики и физики, — это федеральная задача», — подчеркнул учёный и предложил рассмотреть систему федерального грантового стимулирования для школ, успешно подготовивших выпускников — победителей и призёров олимпиад высокого уровня по математике и физике, а также продемонстрировавших высокие результаты ЕГЭ по этим предметам.

При этом участники обсуждения акцентировали внимание на вызовах в сфере образования. К примеру, они отметили потребность в подготовке новых квалифицированных учителей, а также то, что на желании специалистов работать в школах, которые являются первой и важнейшей ступенью в подготовке молодых кадров для всех областей, отражается снижение статуса педагогической профессии.

В свою очередь, член-корреспондент РАН Андрей Наумов отметил роль научно-образовательных проектов Академии в популяризации науки. В частности, Академия принимает участие в организации Базовых школ РАН, олимпиад, конкурсов работ и викторин для школьников, межведомственных мероприятий в области образования и науки, региональных, международных и тематических проектов.

Так, в августе 2025 года в Международном детском центре «Артек» впервые прошла научная смена «300 лет РАН: фундаментальный взгляд на окружающий мир». Члены Академии и представители ведущих научных организаций провели для 29 школьников из 22 регионов России, увлечённых естественными науками, уникальный курс лекций и практических занятий.

«Проекты, которые реализуются Академией наук, появляются в открытом доступе. В большинстве случаев — бесплатно», — подчеркнул член-корреспондент РАН.

Кроме того, согласно поправкам в федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О Российской академии наук», закреплено участие РАН в экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий. Речь идёт о проверке их содержания на научную обоснованность. «Мы привлекли авторов учебников к тематическим научным советам РАН для обеспечения корректности содержания и междисциплинарности», — заметил Геннадий Красников.

По итогам заседания все предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии, будут отражены в протоколе и приняты в работу.

Новости Российской академии наук в Telegram →