«Важный аспект — ощущение сопричастности»: что мотивирует молодёжь оставаться в науке

«Важный аспект — ощущение сопричастности»: что мотивирует молодёжь оставаться в науке

На федеральной территории «Сириус» в рамках V Конгресcа молодых учёных состоялась дискуссия, организованная Российской академией наук, «Золотые мозги: как привлечь в науку молодёжь и сделать так, чтобы она там осталась». Спикеры обсудили практические инструменты популяризации, систему мотивации и вызовы, с которыми сталкиваются научные руководители и молодые исследователи в России. Модератором сессии выступил научный журналист Андрей Резниченко, руководитель редакции «Наука» ТАСС.

Вклад РАН в привлечение молодёжи

Открывая дискуссию, вице-президент РАН академик Степан Калмыков сделал акцент на критерии востребованности научных трудов, который является основной мотивацией для молодых людей. «Вопрос, скажем, денег, зарплаты и карьеры — это вторичный вопрос, а первое — нужно ли вообще то, что я буду делать? Интересно ли это и нужно ли это кому-то?».

Академик рассказал о конкретных проектах Российской академии наук по профориентации молодёжи, в частности, о Базовых школах РАН. «Часто бывает так, что ты пришёл, прочитал лекцию, а через неделю-две ребёнок это забудет. У него, может быть, останется что-то на подкорке, но очень важный, может быть, ещё более сложный уровень, это когда ты приглашаешь их в научный институт, показываешь, как выглядит современная лаборатория, чем она занимается. Это производит фантастическое впечатление на ребят», — отметил Степан Калмыков.

Другим ключевым направлением он назвал работу с учителями, которых РАН рассматривает как «линзу», транслирующую знания и интерес к науке на тысячи школьников. «Мы планируем создать специальные центры для учителей. Наша цель — не переманивать лучших педагогов в эти школы, а наоборот: чтобы учителя со всего региона приезжали туда на курсы повышения квалификации. Получив новые знания и современные методики преподавания, они вернутся на свои места работы, будут использовать всё это на уроках. Таким образом, мы поможем не одной, а многим школам сразу», — подчеркнул академик.

Престиж профессии растёт

В дискуссии также приняли участие представители ключевых институтов развития. Юлия Грязнова, руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты», привела данные социологических опросов, свидетельствующие о положительной динамике в восприятии профессии, отметив, что образ учёного сдвинулся в сторону «более молодого, дееспособного и коммуникативно вменяемого человека». Кроме того, сильно выросла узнаваемость молодых учёных.

Наталья Попова, первый заместитель генерального директора «Иннопрактики», рассказала, что компания пришла к популяризации науки через глубокие исследования ценностей молодых людей. «Молодёжь больше всего стимулируют не просто абстрактные размышления на тему того, как хорошо продвигается российская наука, а личные примеры <…> Пойти за успешным примером намного более понятно, чем просто увидеть себя в науке абстрактно», — заявила она.

Как удержать кадры

Важный аспект удержания людей в профессии — ощущение сопричастности. «Когда мы проводили ценностные исследования, главное было, чтобы молодёжь чувствовала сопричастность. Им очень важно не просто делать то, что приносит деньги. Им важно, чтобы их личные цели совпадали с целями страны», — пояснила Наталья Попова.

Степан Калмыков добавил, что важная роль в сохранении кадрового потенциала остаётся за научным руководителем — он должен обеспечить три ключевые вещи: интересные проекты, достойное финансирование и доступ к современной исследовательской инфраструктуре.

Научные лаборатории конкурируют с индустрией

Ректор Университета Иннополис член-корреспондент РАН Александр Гасников поднял проблему конкуренции за таланты между наукой и индустрией. Он отметил, что учёные — это люди, для которых наука является «образом жизни», но для многих талантливых выпускников эта разница в доходах становится критичной.

При этом важное преимущество карьеры в науке перед работой в индустрии — возможность вернуться к исследовательской работе. Александр Гасников пояснил, что для талантливого выпускника уход в коммерческую компанию часто становится точкой невозврата. «Учёные понимают, что, пойдя в индустрию, обратной дороги практически не будет», — сказал он. Однако тот, кто остаётся в науке, сохраняет гибкость и может строить карьеру по гибридной модели. «Зарплаты некоторых учёных, которые взаимодействуют с индустрией — то есть не уходят в индустрию, а берут проекты, сохраняя себя в науке, — вполне могут превышать миллион рублей», — поделился член-корреспондент РАН.

Спикер подчеркнул, что важно транслировать успешные примеры, демонстрируя, что «можно быть обеспеченным и успешным учёным в России».

О конгрессе

Конгресс молодых учёных — ключевое событие Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Мероприятие объединяет лидеров отечественной науки, представителей ведущих научных школ из разных регионов, органов власти, индустриальных партнёров, представителей бизнеса и госкорпораций.

Форум проходит с 26 по 28 ноября. В течение трёх дней состоится порядка 10 лекций членов РАН. Также академики и члены-корреспонденты РАН поделятся опытом с молодыми исследователями в рамках 15 сессий, выступив в качестве модераторов и ключевых спикеров. Все мероприятия доступны в прямой трансляции на официальном сайте КМУ-2025. Список мероприятий и ссылки на трансляции на сайте Российской академии наук.

Новости Российской академии наук в Telegram →