Вице-президент РАН Николай Макаров: «Мы недооцениваем значение нашей страны как места важных культурных инноваций»
Вице-президент РАН Николай Макаров: «Мы недооцениваем значение нашей страны как места важных культурных инноваций»
Вице-президент Российской академии наук, директор Института археологии Российской академии наук академик Николай Макаров рассказал в интервью в программе «Поздняков» на телеканале НТВ, почему львиная доля всех ведущихся сегодня археологических раскопок — спасательные. Разговор также коснулся того, на какие вопросы может дать ответы палеогенетика, какой ущерб науке наносят так называемые «чернушники» и что помогает отыскивать ценные клады.
Глобальная задача археологии — создание обобщенного исторического знания и сохранение археологического наследия, уверен Николай Макаров. Это происходит через познание прошлого по материальным остаткам, через анализ и разбор этого материала и преобразование его в тексты, адресованные широкому сообществу. Важная часть работы археолога заключается в обновление знаний об истории, в частности, о процессах ранней русской истории. «Мы недооцениваем значение нашей страны как места важных культурных инноваций, значимых культурных сдвигов», — уверен Николай Макаров.
В последние десятилетия пришло понимание, что археологическое наследие гораздо объёмнее, чем казалось раньше. По словам академика Макарова, один процент территории занят культурным слоем. Это совсем не мало, так как один процент несёт в себе 60 тысяч археологических памятников с привязками. Это составляет примерно 40 % от всех известных на сегодня археологических памятников. Остальные 60 % ещё необходимо внести в базу.
При этом 70 % археологических работ, которые ведутся сегодня в нашей стране, это спасательные раскопки, предваряющие строительство. Ярким примером этого стала раскопка в Смоленске остатков каменного терема XII века, обнаруженных при строительстве кампуса в центре города. Помимо терема там были найдены кресты, печать, остатки оружия и многие другие артефакты. Это всё нуждается в тщательном документировании и должно быть сохранено.
Кроме того, Николай Макаров рассказал о связи археологии с другими научными дисциплинами, например, с химией и физикой. Так, для правильной диагностики в археологии активно применяется физический метод радиоуглеродного датирования. Химические методы используются при проведении работ по консервации остатков построек в средневековых наслоениях. Сейчас подобные работы начинаются в Великом Новгороде: в прошлом году большой участок был вскрыт на Троицком раскопе. Значительное количество археологического дерева, собранного там, в настоящий момент консервируется с использованием современных составов.
Николай Макаров затронул важный вопрос популяризации археологического знания. Движение в этом направлении есть: появились музей-заповедник «Рюриково городище» в Великом Новгороде, музей-заповедник Свияжск, где экспонируется археологическое дерево, Капова пещера, которая включена список всемирного наследия ЮНЕСКО и где экспонируются наскальные рисунки. Создание археологического парка планируется в Суздале на месте хорошо исследованного некрополя XI века. Проектируется археологические парк на месте Сунгирской стоянки под Владимиром — памятника с самыми известными в мире верхнепалеолитическими погребениями.
«Наше историческое прошлое для значительной части общества невидимо, и задача заключается в том, чтобы расширить количество археологических музеев и археологически парков под открытым небом», — резюмировал Николай Макаров.
Отвечая на вопрос о том, что будет представлять собой археология будущего, Николай Макаров отметил, что это будет работа с большими базами данных и большими объёмами информации, сведение воедино всей массы эмпирического материала, который накоплен за многие десятилетия, и умение из него создавать достоверные исторические картины. При этом археология, которая вооружена современными аналитическими методами, не должна потерять гуманитарного фокуса и фокуса на решении серьёзных гуманитарных задач, заключил он.