Академия

Выявлены особенности работы мозга у детей с аутизмом

Рубрика Исследования

На Международном форуме «Ребёнок в цифровом мире», одним из организаторов которого выступил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова , были представлены результаты исследования, посвящённого особенностям работы мозга у детей с расстройствами аутистического спектра. Выводы учёных помогут в разработке терапевтических подходов, направленных на нормализацию функциональных связей у таких детей.

Результаты последних популяционных исследований демонстрируют неуклонный рост распространённости расстройств аутистического спектра (РАС). По некоторым данным аутизм встречается у 1–3 % детской популяции. Однако ситуация с постановкой диагнозов РАС остается очень сложной.

Природа РАС еще до конца не изучена, и исследователи во всем мире активно работают в этом направлении. Сегодня мы знаем, что РАС являются нейрологическими расстройствами, то есть связанными с функционированием нервной системы. Как правило, они развиваются на пренатальных и ранних послеродовых стадиях.

Научная группа под руководством кандидата психологических наук Ольги Сысоевой занимается комплексным изучением особенностей функционирования мозга у детей с РАС и детей с нормальным функционированием мозга. «Нашим основным интересом является изучение связи между генами, нейронными процессами и психологическими функциями у детей с РАС и нейротипичных детей. Большое внимание мы уделяем возрастным изменениям функционирования мозга, в частности, исследуется возрастной период от раннего детства до подросткового возраста, который является критически значимым для РАС», — рассказала учёный.

Исследователи провели запись электрической активности мозга в покое у 148 детей с РАС и 173 нейротипичных детей и сравнили особенности функционирование мозга в данных группах. Результаты показали, что нейротипичные дети имеют более сильные связи между областями мозга, отвечающими за социальное понимание, контроль эмоций и подавление двигательной активности по сравнению с детьми с РАС.

Кроме того, была выявлена возрастная зависимость активации мозга у детей с РАС, где до 6–7 лет наблюдалась гиперактивация, а в старшем возрасте — гипоактивация мозга. Эти связи также затрагивают области мозга, отвечающие за эмоции, сознание и внимание, и нарушения в этих связях могут способствовать когнитивным и поведенческим нарушениям у детей с расстройствами аутистического спектра.

Выводы, сделанные по результатам исследования, подчёркивают различия в функционировании мозга у детей с РАС и типично развивающимися детьми, а также влияние возраста на эти различия.

Полученные результаты указывают на необходимость разработки терапевтических подходов, направленных на нормализацию функциональных связей у детей с РАС. Для такой нормализации функционирования мозга у детей с РАС могут быть использованы различные методы, включая биологическую обратную связь, музыкальную терапию, гормональные терапии, транскраниальную магнитную стимуляцию и другие подходы.

На форуме выступили спикеры из 40 стран мира. Благодаря официальным языкам мероприятия — русскому, английскому и испанскому — участники смогли обменяться опытом и знаниями о важности цифровых технологий в развитии и образовании детей.

Источник: МГУ.