Академия

Задачи мелиорации на новых территориях России

Рубрика Исследования

Разговор о мелиорации южнороссийских нив зашел на семинаре «Задачи развития Юга России: проблемы и перспективы», который состоялся весной сего года в ЮНЦ при участии президента РАН академика Геннадия Красникова. Говорили не только о мелиорации «старых» российских территорий, но и новых, цепью выстроившихся вдоль побережий Азовского и Черного морей. Солнца там с избытком, а вот пресной воды… Тему озвучил академик РАН Вячеслав Щедрин, научный консультант Всероссийского НИИ гидротехники и мелиорации им. А. Н. Костякова (ВНИИГИМ).

«У мелиорации должно быть будущее, без нее не прокормим народ», – заявил ученый.

Фото Анатолия Макоедова.

Вячеслав Щедрин привел статистику: в РСФСР в сфере мелиорации работали 28 проектно-изыскательских институтов. Сегодня в живых из них не осталось ни одного. А из 15 ранее действовавших мелиоративных НИИ – лишь три. В 1990-е годы их приватизировали, раздробив, но десятки новых юрлиц вскоре потеряли начальную специализацию.

В РАН сейчас два мелиоративных института. В Волгограде это Федеральный научный центр агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения, а в столице уже упомянутый ВНИИГИМ. Как их малыми силами восстановить и развить мелиоративный комплекс Отечества, ведь он огромен? Как рассказал академик Щедрин, только на территории Южного федерального округа задействованы 1,5 миллиона га орошаемых земель, Северо-Кавказского – 985 тысяч га. Что касается присоединившихся к РФ регионов – Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей – то до распада СССР там намеревались построить три крупные оросительные системы: Каховскую (планируемая площадь орошения – 784 тысяч га), Приазовскую (280 тысяч) и Донбасскую (160 тысяч). Сколько из них были сооружены и введены в эксплуатацию в составе Украины, еще предстоит выяснить, как и уточнить реальное состояние этих систем.

«Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о создании в Ростовской области филиала ВНИИГИМ, который занимался бы разработкой современных, научно обоснованных систем цифрового проектирования мелиоративных систем. Когда-то здесь работал „Южгипроводхоз”. По сути, его и нужно возродить, но на современном уровне», – заявил на семинаре академик Щедрин.

К слову, в Ростовской области, в Новочеркасске, уже давно работает Российский НИИ проблем мелиорации (РосНИИПМ), который помимо исследований ведет еще и проектирование строительства мелиоративных объектов и гидротехнических сооружений. Это самый крупный из трех НИИ в мелиоративной отрасли системы МСХ России. В его составе до 1992 года работали 2500 человек. В нынешнем РосНИИПМ – только 151. Немудрено, что биопродуктивность земель РФ в разы ниже, чем в Западной Европе, где мелиорация в почете. А ведь при резких колебаниях погоды только напоенные земли способны давать стабильные и высокие урожаи, обеспечивать рентабельность хозяйств.

Рассказывает Роман Масный, директор РосНИИПМ:

– По государственному заданию мы ведем 18 научно-исследовательских и две опытно-конструкторские работы. Научные сотрудники (их 64) получают довольно конкурентную для нашего региона зарплату. К сожалению, на нее уходят 98 % бюджетных средств. Науку вынуждены поддерживать за счет внебюджетной активности. На крупные гранты не можем рассчитывать, так как лабораторная база практически утеряна. Самая больная тема – отсутствие своего опытного поля. Наши усилия его получить безрезультатны – вся земля на Дону давно в частной собственности. А нам нужно хотя бы 100 своих гектаров, а лучше 300. На договорной основе фермерские хозяйства и Бирючекутская овощная селекционная опытная станция Всероссийского НИИ овощеводства выделяют нам орошаемые участки для опытов. Расплачиваемся выращенными семенами. Предлагаемые Территориальным управлением Росимущества земельные участки находятся слишком далеко, причем они не являются мелиорированными.

Проблем у НИИ хватает. Тем не менее изыскания идут, их география широка: Ростовская, Волгоградская, Оренбургская и Калининградская области, Подмосковье, Краснодарский край. Есть планы поработать на Северном Кавказе. Институт может предложить интересные проекты, их научное сопровождение и агромелиоративные мероприятия. Так, здесь начали адаптацию хлопка к выращиванию на орошаемых землях. В прошлом году попробовали – получилось. Программа рассчитана на три года. Планируются опытные посевы хлопка в Крыму, близ Симферополя. Работы идут на базе филиала НИИ, открытого на полуострове в 2016 году. Основная проблема, которая может сдерживает планы по расширению мелиорации, – кадровая. По словам Романа Масного, сейчас крайне сложно найти специалистов, способных грамотно проектировать строительство и реконструкцию мелиоративных и рыбоходных каналов, гидротехнических сооружений и насосных станций. Российские вузы почти не готовят мелиораторов. Да, работает Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова – филиал Донского государственного университета, но и в нем на специальность «мелиоратора» народу учится немного. Зато дипломы менеджеров, юристов, экономистов получают предостаточно.

В РосНИИПМ готовы взяться за работу и на новых российских территориях.

Как заявил Роман Масный, «наши люди уже 15 января хотели туда выехать, однако командировку пришлось отложить из-за сложной военной обстановки».

Кстати, Масный высоко оценил эффективность Каховской оросительной системы, что на территории Херсонской и Запорожской областей. Ее строительство было разделено на 5 этапов, из которых завершены только два, бÓльшая часть работ не закончена. Главная проблема сейчас в том, что головная насосная станция этой мелиоративной системы расположена близ Каховки и по ней прямой наводкой бьет артиллерия с правого берега, который пока контролируется Киевом. До врага всего несколько километров. Если не будет подачи воды в основной магистральный канал, о мелиорации придется забыть до лучших времен.

Однако и при этом план будущей созидательной работы уже намечен. Постепенно собирается информация и формируется исходно-разрешительная документация, налаживаются личные контакты, намечается сотрудничество. Например, звонок из запорожского Мелитополя в РосНИИПМ состоялся потому, что в этом приазовском городе еще с советских времен помнят о добром сотрудничестве с учеными Новочеркасска.

Треть века прошла с момента развала СССР, многое было сделано украинскими властями, чтобы их граждане навсегда забыли о российских братьях. Ан нет, не вышло. Вопреки всему сохранилась память о совместной работе и дружбе, в личных архивах сберегли люди блокноты с заветными именами и адресами. И сейчас, условно говоря, стряхнув пыль с этих блокнотов, народ начинает взаимодействовать, чтобы Новороссия стала жемчужиной российского АПК.

Автор: Геннадий Белоцерковский.
Источник: мультимедийный портал «Поиск».

Новости Российской академии наук в Telegram →