Академия

Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи обсудили участники заседания Координационного совета РАН и РАО

Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи обсудили участники заседания Координационного совета РАН и РАО

Члены Российской академии наук и Российской академии образования подняли вопросы разработки научных основ национальных программ охраны здоровья подрастающего поколения, направленных на формирование физического и психологического благополучия детей, в том числе в образовательных учреждениях. Также эксперты затронули тему цифровой безопасности молодёжи. Заседание прошло 30 октября в пресс-центре МИА «Россия сегодня».

«Исследования в области сохранения психического и физического здоровья детей и молодёжи являются основным фокусом внимания учёных Российской академии наук и Российской академии образования. Эта работа требует интеллектуального объединения ресурсов врачей, педагогов, учёных, психологов. Наша совместная деятельность тому яркое подтверждение», — сказала во вступительном слове президент РАО Ольга Васильева.

Она отметила, что в РАО ведётся ряд исследований с целью сохранения психического и физического здоровья школьников и студентов. Например, с 2023 года продолжается Всероссийское исследование студентов первых курсов вузов, призванное оценить индивидуально-психологические ресурсы первокурсников, способствующие наилучшему образовательному результату. Также в этом году Центром развития инклюзивного образования РАО изучены факторы, оказывающие негативное влияние на психическое и физическое развитие подростков с 11 до 17 лет. Другое исследование Центра развития инклюзивного образования посвящено последствиям перенесённого COVID-19 у детей.

«Должен быть постоянный мониторинг, который направлен, прежде всего, на психологическое благополучие наших подростков. Важно заниматься индивидуальным сопровождением так называемой „группы риска“. И самое главное, об этом мы тоже говорим постоянно, мы должны заниматься просвещением родителей», — подчеркнула глава РАО.

Закономерности физического развития являются показателями комплексной оценки состояния здоровья ребёнка, поэтому сравнение изменений в физическом развитии школьников в разные десятилетия представляют для специалистов интерес, считает главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков Минздрава России член-корреспондент РАН Ольга Милушкина.

В своём докладе она поделилась научными данными по медицинскому сопровождению физического развития детей, подростков и молодёжи в РФ. «Перспективами для наших научных исследований являются маршрутизация групп риска с нарушениями физического развития, создание условий для реализации мероприятий по снижению массы тела, развитие образовательных программ по физической культуре и обучающие программы для родителей по тому, как правильно формировать здоровый образ жизни детей и подростков», — отметила Ольга Милушкина.

О том, как органы чувств влияют на соматическое и когнитивное здоровье детей, рассказала академик РАН Лейла Намазова-Баранова. Она привела результаты исследования влияния нарушения слуха на развитие ребёнка.

«Когда человек слышит речь с акустическим ухудшением, он не только менее точно воспринимает, но и дольше вырабатывает ответы. Даже когда речь понятна, слова или слоги, которые акустически „ухудшены“, труднее запомнить. Люди с плохим слухом допускают больше ошибок при обработке синтаксически сложных предложений. Если слово изначально неправильно услышано, его невозможно запомнить», — сказала докладчик.

Лица с нарушениями слуха демонстрируют худшую память на короткие рассказы по сравнению со слушателями с нормальным слухом. Трудности с памятью уменьшаются, когда замедляется темп изложения, т.е. пациенты с нарушениями слуха испытывают большую степень когнитивных проблем, говорится в докладе. «Потеря слуха вызывает искажение слуховой (речевой) информации и требует повышенной концентрации усилий на звуковосприятие, оставляя меньше ресурсов для дальнейшей обработки», — заметила Лейла Намазова-Баранова.

Научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО академик РАО Татьяна Тихомирова подчеркнула важность проведения научных исследований в интересах развития психологического сопровождения образования и выделила три наиболее актуальных типа исследований по этой тематике — популяционные исследования для оценки нормативных показателей психического развития обучающихся; лонгитюдные исследования для определения и расчёта траектории психического развития и определения ранних маркеров возможных нарушений; междисциплинарные исследования, которые предполагают, например, учёт показателей физического развития детей и подростков.

Говоря о первом типе исследований, она привела в пример Всероссийское исследование первокурсников, объединившее 7 тысяч первокурсников из 27 университетов России по 24 направлениям подготовки. «Цель исследования связана с определением условий и индивидуально-психологических ресурсов, способствующих наилучшему образовательному результату и психологическому благополучию», — отметила докладчик.

В процессе работы были изучены показатели тревожности, счастья, психологического самочувствия и академической успеваемости первокурсников. «Студенты с экстремальными значениями этих показателей должны находиться в зоне пристального внимания специалистов психологических служб», — подчеркнула Татьяна Тихомирова.

Об исследованиях роли регуляторных систем мозга в поведении и когнитивном развитии детей рассказала заведующая лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития Института развития, здоровья и адаптации ребенка Минпросвещения России член-корреспондент РАО Регина Мачинская.

Согласно докладу, у детей с функциональной незрелостью регуляторных систем снижена избирательная настройка корковых зон к анализу значимой информации. Это является важной причиной снижения эффективности внимания и организации деятельности, а также связано с трудностью выделения существенных параметров информации как вербальной, так и невербальной. Это становится причиной появления трудностей в учебном процессе. Однако, учитывая эти состояния, можно рекомендовать различные подходы адаптации детей к учёбе.

Пора переходить от оценки общей ситуации к обсуждению конкретных проблем и обратить внимание в своих исследованиях не на передовые регионы, а на отстающие, считает заместитель президента РАО академик РАН Геннадий Онищенко.

«На мой взгляд, уже обозначились вопросы, связанные с поколением цифровой социализации и рисками безопасности <…> Второй вопрос — проблема ожирения <…> Пора выходить на рекомендации для медицинской и педагогической практики», — сказал академик.

Он предложил сформулировать предложения для национальных целей развития и усилиями двух академий вынести их на высокий уровень. «Может быть, на региональном уровне мы найдём примеры, которые можно будет научно осмыслить через призму двух академий и вынести на всеобщее обсуждение сначала на совместных заседаниях президиума двух академий, а через них выходить на правительственное решение этих вопросов», — заключил Геннадий Онищенко.

Подробнее с докладами можно ознакомиться в записи трансляции Координационного совета РАН и РАО.

Новости Российской академии наук в Telegram →