Зоологи отметили негативное влияние вырубки леса на популяцию лесного северного оленя в Карелии
Зоологи отметили негативное влияние вырубки леса на популяцию лесного северного оленя в Карелии
Зоологи проанализировали перемещения лесных северных оленей в Карелии и выяснили: животные предпочитают малонарушенные леса, а также болота и берега озёр. При этом вырубки олени стараются избегать — в этих местообитаниях высока угроза гибели от хищников, а также мало корма. Из-за интенсивного лесопользования в республике пригодных для этого краснокнижного вида территорий становится всё меньше. Для сохранения ценных местообитаний необходимо создание новых особо охраняемых природных территорий или особо защитных участков леса.
Негативное влияние человека на стада лесного северного оленя в Карелии выражается, прежде всего, в браконьерстве и нарушении местообитаний животных в результате лесохозяйственной деятельности. К такому выводу пришли сотрудники Института биологии КарНЦ РАН в ходе нового исследования, результаты которого опубликованы в журнале Nature Conservation Research. Заповедная наука.
Лесной северный олень занесён в Красные книги Республики Карелия и Российской Федерации. Для сохранения животного важно знать его приоритеты в выборе местообитаний, особенно на уже трансформированных территориях. Целью работы учёных было определить, как олень использует разные типы ландшафтов, на которых в прошлом на протяжении длительного времени проводились интенсивные рубки. Для этого зоологи использовали данные о перемещениях трёх самок — важенок, помеченных GPS-ошейниками, по территории Лоухского и Кемского районов Карелии в течение трёх лет.
«Мы распределили места обитания оленя по категориям: вырубки разного возраста, малонарушенные леса, болота, озера. И затем проанализировали их использование разными методами математического анализа», — рассказал руководитель исследования, старший научный сотрудник Института биологии КарНЦ РАН Данила Панченко.
Результаты показали, что в течение всего года меченые ошейниками важенки проводили в малонарушенных лесах более трети времени, даже несмотря на небольшую долю таких местообитаний на изучаемом участке.
«Что касается вырубок, то сведение высоковозрастных лесов негативно отражается на благополучии животных. В первую очередь, речь идёт об утрате характерных мест обитания. Вырубки в летний период приводят к практически полному уничтожению лесной подстилки. В результате утрачивается кормовая база для оленя — лишайники, кустарничковая растительность. Помимо снижения кормовой ёмкости угодий, изменяются и их защитные свойства. На открытом пространстве оленю сложнее скрыться от хищника или браконьера. Опять же, снеговые условия на вырубках другие: снежный покров может быть выше, чем в лесу, и животным сложнее передвигаться», — пояснил учёный.
Сегодня численность популяции лесного северного оленя в Карелии остаётся на стабильно низком уровне: учёные предполагают, что их насчитывается порядка двух тысяч особей (для сравнения: в конце 1980-х годов было более шести тысяч). Для сохранения зверя необходимо, с одной стороны, бороться с браконьерством, с другой — обеспечить сохранение малонарушенных лесов в местах обитания животных и исключить эти участки из хозяйственного освоения.
«Малонарушенные леса необходимо сохранять. Сейчас один из способов — особо защитные участки леса. В таком статусе можно сохранять важные для оленя территории. Пока в Карелии такой практики ещё не было, но мы планируем этим заняться. В идеале, конечно, создать сеть больших особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в разных частях республики, потому что в процессе жизненного цикла олени осваивают обширные пространства. Существующие ООПТ, такие как национальные парки „Паанаярви“, „Калевальский“ и Костомукшский заповедник, имеют огромное значение — это действующие резерваты, сохраняющие местообитания и самих лесных северных оленей в Карелии. Но сейчас также необходимо организовать ООПТ и в других частях республики», — добавил Данила Панченко.
Ранее исследователи отмечали: резкое сокращение поголовья лесного северного оленя в 1990-х годах привело к фрагментации области его распространения на Северо-Западе России. Это может вызвать уменьшение генетического разнообразия и снижение жизнеспособности особей вследствие инбридинга — скрещивания близкородственных форм в пределах одной популяции.
«Создание сети охраняемых участков в пределах основных очагов обитания, а также на путях сезонных миграций этого уязвимого вида позволит обеспечить взаимосвязь группировок Rangifer tarandus fennicus в разных частях его ареала», — резюмировали авторы научной статьи.
Исследование проводится в рамках проекта по гранту Российского научного фонда (№ 24-24-00420).
Источник: служба научных коммуникаций КарНЦ РАН.