Академия
Академик Семёнов Юрий Павлович

20 апреля

Академик Семёнов Юрий Павлович

90 лет

Персональная страница

Юрий Павлович Семёнов родился 20 апреля 1935 года в г. Торопец Калининской (Тверской) области; после начала войны он вместе с семьёй эвакуируется в Пермскую область, в с. Вогулка, в 1946 году семья переезжает в Днепропетровск по месту службы отца.

В 1958 году окончил физико-технический факультет Днепропетровского государственного университета по специальности «инженер-механик по жидкостным ракетным двигателям». В 1958–1964 гг. — инженер, старший инженер, начальник группы КБ М.К. Янгеля (г. Днепропетровск). В 1964–1989 гг. — в ОКБ-1 (ЦКБЭМ/НПО «Энергия») (г. Калининград Московской обл.): заместитель ведущего конструктора, ведущий конструктор, главный конструктор темы; заместитель генерального конструктора — главный конструктор темы; первый заместитель генерального конструктора — главный конструктор темы. В 1989–1991 гг. — генеральный конструктор НПО «Энергия». В 1991–1994 гг. — генеральный конструктор и генеральный директор НПО «Энергия». В 1994–2005 гг. — президент ОАО «Ракетно-космическая корпорация „Энергия” имени С.П. Королёва», генеральный конструктор, руководитель Головного конструкторского бюро РКК «Энергия». В 2007–2012 гг. — председатель Президиума НТС РКК «Энергия». Являлся председателем Совета главных конструкторов и техническим руководителем пилотируемых программ РФ.

В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1979 году защитил докторскую диссертацию, с 1985 года — профессор.

Член-корреспондент АН СССР с 1987 года, академик РАН c 2000 года — Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления.

Академик Ю.П. Семёнов — советский и российский учёный, конструктор космических кораблей и станций и энергетики пилотируемых космических комплексов, с именем которого связаны грандиозные технические проекты в истории отрасли — возглавив знаменитую Ракетно-космическую корпорацию «Энергия», он продолжил дело, начатое Сергеем Павловичем Королёвым. Проводил в космос более полутора сотен космонавтов и астронавтов, руководил разработкой и реализацией национальных и международных программ пилотируемых космических полётов. Руководил созданием и запуском на орбиту 11 станций и модулей, 72 транспортных пилотируемых и 106 грузовых космических кораблей. Под руководством Ю.П. Семёнова и при его непосредственном участии создавались пилотируемые корабли «Союз Т», «Союз ТМ», «Союз ТМА», автоматические корабли «Прогресс», «Прогресс М», «Прогресс М1», многоразовая космическая система «Энергия-Буран», многомодульная орбитальная станция «Мир», велись работы по ракетному сегменту плавучего космодрома «Морской старт» (в рамках международного коммерческого проекта) и российскому сегменту Международной космической станции (МКС). Внёс выдающийся вклад в гигантский прогресс в пилотируемой космонавтике: от 108-минутного полета Ю.А. Гагарина до 438-суточной работы на орбите В.В. Полякова, от первого космического корабля «Восток» до многомодульного орбитального научно-исследовательского комплекса «Мир».

Перечислим хотя бы вкратце этапы научной деятельности Ю.П. Семёнова и его достижения.

После окончания в 1958 году Университета его распределяют в Особое конструкторское бюро (ОКБ-586), созданное в Днепропетровске для разработки и изготовления новых типов боевых ракет и космических аппаратов — именно в этом КБ, начиная ещё с 1955 года, он проходил ежегодную производственную практику. Главным конструктором ОКБ-586 был М.К. Янгель — впоследствии академик, дважды Герой Социалистического Труда. Здесь Ю.П. Семёнов, пройдя путь от инженера до начальника группы, занимался разработкой межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования и искусственных спутников Земли военного назначения, работал над созданием боевых ракетных комплексов и спутников серии «Космос».

По роду своей деятельности Ю.П. Семёнов в эти годы часто был в командировках в ОКБ-1 и встречался с С.П. Королёвым, в 1963 году С.П. Королёв предложил Ю.П. Семёнову перейти в руководимое им КБ. Это — знаменитое учреждение: ранее ОКБ-1, ЦКБЭМ, затем ракетно-космическая корпорация НПО «Энергия» (ныне — имени С.П. Королёва), лидер отечественной и мировой космонавтики. Здесь далее и был пройден весь трудовой путь Ю.П. Семёнова.

Первое поручение С.П. Королёва Ю.П. Семёнову было — разработать концепцию развития пилотируемой космонавтики. Далее он участвовал в создании космических аппаратов 7К-Л1 (открытое наименование — «Зонд») для исследования Луны и пилотируемого облёта Луны. Он становится ведущим конструктором космических пилотируемых аппаратов — в 1968 году впервые «Зондом-5» осуществлён облёт Луны и возвращение его спускаемого аппарата в акваторию Индийского океана. В качестве пассажиров на нём находились черепахи, которые после семисуточного полёта были возвращены на Землю целыми и невредимыми. При работах по этой программе впервые получены фото Земли на фоне Луны. На стадии изготовления находился ракетно-космический комплекс Н1-Л3 для полёта на Луну человека — программа была свёрнута в 1974 году.

Работы в ОКБ-1 в этот период: пилотируемые корабли «Восток» и «Восход», включая первый выход в открытый космос А.А. Леонова, научные спутники Земли «Электрон-1» и «Электрон-2», первые спутники-разведчики «Зенит», спутники связи «Молния-1», боевые ракеты различного назначения.

В 1964 году вышло постановление о создании трёх- и двухместного космического корабля «Союз», С.П. Королёв назначает Ю.П. Семёнова заместителем ведущего конструктора корабля «Союз». К этому времени были решены принципиальные проблемы: управляемое возвращение спускаемого аппарата в атмосферу Земли (с целью уменьшения перегрузок, действующих на человека), его мягкая посадка на Землю, автоматическая стыковка кораблей на орбите (1967) и переход космонавтов (А.С. Елисеева и Е.В. Хрунова в январе 1969 года) из одного корабля в другой (из «Союза-5» в «Союз-4») пока ещё через открытый космос. Эти работы позволили перейти к следующему этапу — этапу создания более сложных длительно работающих орбитальных комплексов.

В 1970 году Ю.П. Семёнов становится ведущим специалистом по долговременным орбитальным станциям и пилотируемым кораблям, им были сформулированы основные принципы построения и задачи проекта первой долговременной станции. В 1972 году была проведена реорганизация подразделений ЦКБЭМ — создается Научно-производственное объединение «Энергия» (директор и генеральный конструктор — академик В.П. Глушко), Ю.П. Семёнов назначается главным конструктором космических кораблей и орбитальных станций. Орбитальная станция (ДОС), получившая название «Салют», была создана и запущена в крайне сжатые сроки. Под руководством Ю.П. Семёнова разрабатывается проект второго поколения станции — «Салют-4».

Он принимал участие в работах по созданию пилотируемых кораблей нового поколения, впоследствии получивших название «Союз» — предложение было поддержано секретарем ЦК КПСС Д.Ф. Устиновым, Ю.П. Семёнов был назначен ведущим конструктором по долговременным орбитальным станциям, стал научно-техническим руководителем программы. Первая станция «Салют» была выведена на орбиту 19 апреля 1971 года, а американская станция «Скайлэб» была запущена 14 мая 1973 года — т. е. приоритет работ удалось сохранить за Советским Союзом. На станции «Салют-4» работали две экспедиции, вторая экспедиция (космонавты П.И. Климук и В.И. Севастьянов) работали на орбите в период экспериментального полёта «Союз» — «Аполлон» (программа ЭПАС) в течение 63 суток, установив рекорд пребывания человека в условиях космического полёта. За создание станции «Салют-4» Ю.П. Семёнов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Приступили к реализации принципиально нового решения Ю.П. Семёнова и его коллег (К.П. Феоктистова и В.С. Овчинникова) в отношении возможности дозаправлять двигательные установки станции в полёте, что давало новое качество станции — независимость её ресурса от начального запаса топлива и средств обеспечения жизнедеятельности за счёт постоянной системы её снабжения.

Новое, пионерское решение в космической технике — второй стыковочный агрегат, который давал возможность не только дозаправлять станцию топливом в полёте грузовым кораблём-заправщиком, впоследствии названным «Прогресс», но и производить смену экипажа на станции во время нахождения одновременно двух кораблей «Союз», тем самым обеспечивая постоянный пилотируемый полёт. Второй стыковочный агрегат также позволял кораблям «Союз» и «Прогресс» одновременно находиться на станции. В 1977 году долговременная орбитальная станция третьего поколения «Салют-6» была выведена на орбиту — на ней отработали пять основных и 11 экспедиций посещения. С 1977 года Ю.П. Семёнов руководил разработкой и реализацией национальных и международных программ пилотируемых полётов, возглавлял работы по программе «Интеркосмос». В 1977–1981 гг. к станции «Салют-6» стартовали и работали на её борту в составе экипажей представители Чехословакии, Польши, Германской Демократической Республики, Венгрии, Вьетнама, Монголии, Румынии, Кубы. За создание орбитального комплекса «Салют» — «Союз» — «Прогресс» Ю.П. Семёнову в 1978 году присуждена Ленинская премия.

С 1978 года Ю.П. Семёнов возглавил работы по созданию транспортного космического корабля «Союз Т», первый пилотируемый полёт которого был осуществлён в 1980 году, что повысило эффективность программы «Интеркосмос», расширило возможности исследования внеземного пространства. За разработку корабля «Союз Т» Ю.П. Семёнову в 1985 году была присуждена Государственная премия СССР.

В 1980 году под руководством Ю.П. Семёнова была разработана Комплексная программа работ — с акцентом на создание орбитальных систем, эта программа стала основой деятельности предприятия на несколько последующих лет. В 1981 году он назначается первым заместителем генерального конструктора, затем — главным конструктором НПО «Энергия», возглавив работы по созданию транспортного космического корабля многоразового использования «Буран». В 1988 году была впервые осуществлена автоматическая посадка на аэродром этого крылатого корабля при возвращении с орбиты, что произвело огромное впечатление на мировую общественность — аналогичного по сложности полёта в то время не было.

Проект «Буран» был наиболее масштабным за всю историю не только отечественной, но и мировой космонавтики: в работе по созданию системы «Энергия — Буран» при головной роли НПО «Энергия» было задействовано около 2 миллионов человек, более тысячи предприятий СССР. Экспериментальная отработка элементов системы продолжалась 1600 суток — в круглосуточном режиме без выходных. Так был создан отечественный универсальный челночный корабль сверхтяжёлого класса. Все ожидали продолжения лётных испытаний и перехода аппарата к эксплуатации. Но в 1991 году произошёл распад СССР, в 1992 году было принято решение о прекращении работ по этой программе с тем обоснованием, что отечественная промышленность якобы оказалась не готова к использованию этой программы, поэтому проект «Буран» опередил время, стал нецелесообразным, работы по нему закрываются. Добавим, что работы по аналогичной американской системе «Спейс Шаттл», тем не менее, продолжались, состоялось более ста полётов.

Долговременная орбитальная станция «Салют-7» была выведена на орбиту в 1982 году и до 1986 года на ней поочерёдно работали четыре основные экспедиции и пять экспедиций посещения. Но далее была потеряна герметичность одной из топливных магистралей, возможно, из-за пробоя её метеоритом — нарушился режим подзаряда буферных батарей, система обесточилась, станция полностью вышла из строя. Это был случай, когда впервые проводилась одна из самых серьёзных ремонтно-восстановительных работ в космосе. Специальная экспедиция — космонавты В.А. Джанибеков и В.П. Савиных на корабле «Союз Т-13» сблизились со станцией, сумели состыковаться с ней как с «некооперируемым объектом», далее провели ремонтно-восстановительные работы, станция была введена в строй — и далее по 1985 год на станции «Салют-7» работали международные экипажи, в состав которых входили представители Франции, Индии, Сирии.

В 1986 году был осуществлён запуск уникальной станции — орбитального пилотируемого комплекса «Мир», ставшего первым международным космическим исследовательским центром ХХ века, на борту которого работали астронавты различных государств. За годы эксплуатации на станции работали 104 человека, в том числе 62 представителя 11 стран мира (США, Австрии, Афганистана, Болгарии, Великобритании, Германии, Канады, Сирии, Словакии, Франции, Японии) и Европейского космического агентства. Выполнено 27 международных исследовательских программ в течение 2028 суток и в общей сложности более 31 000 сеансов экспериментов. Станция «Мир» — выдающееся инженерное творение ХХ столетия — вписана золотыми буквами в историю мировой космонавтики. Полная конфигурация станции «Мир» определила классическую схему построения пилотируемых орбитальных центров в ХХI веке.

В 1995 году под руководством Ю.П. Семёнова впервые в космосе произошла стыковка аппаратов больших масс и был создан пилотируемый комплекс «Мир-Шаттл» («Мир» — 105 тонн, «Шаттл» — 104 тонны) с объединённым экипажем численностью 10 человек. Впервые осуществлены рекордные для иностранных космонавтов длительные пилотируемые полёты на станции «Мир»: НАСА — 115 суток (Н. Тагард) и ЕКА — 179 суток (Т. Райтер). А в 1998 году — завершена крупномасштабная четырёхлетняя российско-американская программа «Мир» — «Шаттл», включившая в себя девять стыковок корабля «Шаттл» со станцией «Мир»; американские астронавты около двух лет работали на орбите вместе с российскими экипажами.

Пристыкован к орбитальному комплексу «Мир» и введён в эксплуатацию модуль «Природа», не имеющий аналогов в истории освоения космического пространства по оснащённости различной исследовательской аппаратурой и разнообразию возможностей её комплексирования. В 2001 году после 15-летнего функционирования орбитальной станции «Мир» на орбите выполнена уникальная операция — свод с орбиты многотонной конструкции с затоплением её в заданном районе акватории Мирового океана, это была уникальная операция.

В 1989 году Ю.П. Семёнов назначается генеральным конструктором НПО «Энергия», а в 1991 году — генеральным директором, генеральным конструктором объединения.

Всем известно — насколько это было драматичное время! Ю.П. Семёнов возглавил предприятие в самый сложный период не только в ракетно-космической отрасли, но и страны — финансовое положение оказалось критическим, начались нападки противников исследования космического пространства. И всё же поначалу выделяемые средства ещё позволяли сохранять основную тематическую направленность предприятия, однако через полтора года самая наукоёмкая и высокотехнологичная отрасль начала рушиться — и НПО «Энергия», и вся ракетно-космическая промышленность. В дополнение к трудностям Казахстан объявил Байконур своей территориальной собственностью и перед каждым пилотируемым пуском, чтобы не сорвать сроки и международные обязательства, Ю.П. Семёнову приходилось встречаться с руководством Казахстана для согласования своих действий.

Ю.П. Семёнов вместе с группой своих единомышленников встал на защиту завоеваний пилотируемой космонавтики России — в невероятно сложных политических и экономических условиях ему удалось добиться, чтобы Объединение имело статус, оставлявший основные направления и тематику работ. В 1994 году была учреждена Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва в организационно-правовой форме акционерного общества открытого типа с контрольным пакетом акций у государства на три года. Президентом корпорации в этот раз и далее неоднократно был избран Ю.П. Семёнов. Так, под его руководством РКК «Энергия» продолжала выполнять программу работ по космической тематике и принимала все меры для сохранения установившихся в течение десятилетий связей с предприятиями, оказавшимися после 1991 года за пределами России.

По инициативе Ю.П. Семёнова в 1993 году к работе подключается фирма «Боинг» (США), что было обусловлено как экономическими соображениями (инвестирование и кредиты), так и её техническими возможностями. В 1995 году представители РКК «Энергия», ПО «Южное» (Украина), фирм «Боинг» (США) и «Кварнер» (Норвегия) подписали Соглашение об образовании компании «Морской старт», ставшей самым амбициозным проектом конца XX века — с неё началась реализация проекта РККМБ. Ю.П. Семёнов вошёл в состав Совета директоров этой компании. По программе «Морской старт» осуществлён первый (демонстрационный) запуск ракеты-носителя «Зенит-3SL» (1999 г.): разгонный блок ДМ-SL вывел на целевую орбиту аппарат «Демосат» — это событие открыло новую страницу в истории развития ракетно-космической техники, предоставив человечеству уникальные возможности в средствах выведения космических аппаратов на различные орбиты. К 2001 году было осуществлено семь коммерческих запусков космических аппаратов по программе «Морской старт». Комплекс «Морской старт» признан лучшим инженерным проектом конца ХХ столетия.

В 1997 году произведен запуск космического аппарата «Астра-1F» с использованием РН «Протон» и разгонного блока ДМ-3 по заказу Европейской организации SES, что ознаменовало выход России на международный коммерческий космический рынок средств выведения. С 1996 года Ю.П. Семёнов — руководитель ряда национальных и международных космических проектов, в том числе по созданию орбитальной станции «Альфа».

В связи с возрастающим спросом на мировом рынке на предоставление качественных телекоммуникационных услуг и возросшими возможностями корпорации в освоении современных научно-технических достижений Ю.П. Семёновым было принято решение вновь вернуться к разработке и изготовлению спутников связи — типа «Ямал» — спутников XXI века. Первый старт ракеты с аппаратами «Ямал-100» по заказу РАО «Газпром» состоялся в 1999 году. На основе платформы «Ямал-100» разрабатываются более мощные версии космических аппаратов «Ямал–200» и «Ямал-300». В эти годы Корпорация осуществила ряд уникальных проектов, среди которых разработка новых автоматических космических аппаратов на негерметичной платформе «Ямал», которые стали инновационным решением того времени.

В 2000 году РКК «Энергия», являющаяся ответственной организацией в России за интеграцию российского сегмента в состав Международной космической станции, ввела в её состав российский служебный модуль «Звезда» — ключевой элемент, обеспечивший возможность её полета в постоянном пилотируемом режиме.

Так за период 1996–2000 гг. было заключено около 300 контрактов и соглашений, которые принесли ракетно-космической отрасли России более 1 миллиарда долларов валютных поступлений. Полученные средства дали возможность в эти годы стабилизировать экономическое положение не только корпорации, позволяя пополнять портфель заказов и сохранять стабильный уровень жизни работников, но и всей российской космонавтики.

В 1997 году Мировой банк реконструкции и развития оценил усилия Ю.П. Семёнова и открыл кредитную линию для ряда перспективных разработок РКК «Энергия». Его многочисленные встречи с руководителями космических агентств и крупнейших зарубежных аэрокосмических фирм способствовали плодотворному развитию международной деятельности корпорации.

РКК «Энергия» в 90-е годы благодаря усилиям Ю.П. Семёнова и его коллег сохранила основные направления работ, в первую очередь пилотируемую тематику, коллектив и осталась мировым лидером по созданию крупномасштабных космических проектов.

Ю.П. Семёнов внёс большой вклад в сохранение и развитие уникального научно-технического потенциала отечественной и мировой космонавтики, выполнение Федеральной космической программы. Он руководил запуском на орбиту 10 станций и модулей, 64 транспортных пилотируемых космических кораблей и 95 грузовых кораблей. В общей сложности он проводил в космос более 160 космонавтов и астронавтов.

Как председатель Совета главных конструкторов в 1989–2005 гг. Ю.П. Семёнов руководил также конверсионной и социальной программами (разработка и серийное производство протезно-ортопедических изделий, новых товаров социально-бытового назначения, разработка проектов энергетических установок для наземного и водного транспорта, жилья и производственных комплексов). На предприятии под его руководством созданы специализированный цех повышенной промышленной чистоты для сборки автоматических космических систем и производственный комплекс по разработке и изготовлению протезно-ортопедических изделий. За годы его руководства в области создания современных средств протезирования Корпорация сумела выйти на мировой уровень предоставления данных услуг — прошла тот путь, который Германия (ведущая страна в этой области работ) прошла за 70 лет, США — более чем за 25 лет.

В последние годы научная и инженерная деятельность Ю.П. Семёнова сосредоточена на: создании перспективных ракетно-космических систем; разработке российского сегмента Международной космической станции и транспортных средств её обслуживания на базе космических кораблей; создании телекоммуникационных аппаратов нового поколения; решении научно-технических проблем увеличения срока активного функционирования космических аппаратов на орбите и повышения эффективности их эксплуатации; разработке перспективных космических технологий XXI века (вопросы экологии и восстановления озонового слоя Земли); максимальном использовании солнечной энергии, в частности для освещения северных районов Земли; эвакуации в космос радиоактивных отходов; осуществлении экспедиции на Марс и др.

По инициативе Ю.П. Семёнова Мособлисполком присваивает НПО «Энергия» имя академика С.П. Королёва, а в 1996 году город Калининград (Московская область) переименовывается в город Королёв.

Ю.П. Семёнов — автор и соавтор более 360 научных трудов, монографий, статей и изобретений.

Действительный член Международной академии астронавтики, Российской инженерной академии, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.

Член ЦК КПСС в 1990–1991 гг.

Мастер спорта СССР по волейболу — в годы студенчества входил в сборную Украины. В 1956 году по комсомольской путёвке был отправлен на освоение целины.

Заслуженный деятель науки РФ.

Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Награждён вторым орденом Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» III ст., орденом Трудового Красного Знамени.

Лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Правительства РФ имени Ю.А. Гагарина в области космической деятельности.

Ему вручены — Благодарность Президента РФ, Благодарность Правительства РФ, Почётная грамота Правительства РФ.

Удостоен Золотой медали им. С.П. Королева РАН, Золотой медали им. К.Э. Циолковского РАН, медали «За заслуги в освоении космоса», юбилейной медали «300 лет Российской академии наук».

Почётный гражданин Московской области, города Королёв, города Байконур.

Награждён Орденом Почётного легиона Франции, золотой медалью «Космос» Международной авиационной федерации (ФАИ), международными премиями — Алана Д'Эмиля и имени Франсуа-Ксавье Баньо.