Академия
Академик Пешехонов Владимир Григорьевич

14 июня

Академик Пешехонов Владимир Григорьевич

90 лет

Персональная страница

Владимир Григорьевич Пешехонов родился 14 июня 1934 года в Ленинграде. В семилетнем возрасте оказался жителем блокадного Ленинграда, пережил страшную блокадную зиму 1941/1942 годов, в 1942 году был эвакуирован.

В 1954 году окончил с отличием Ленинградский политехнический институт по специальности «радиофизика» и поступил на работу в НИИ-303 (п/я 128), позже переименованный в ЦНИИ «Электроприбор». Инженер, аспирант (1959–1962), начальник лаборатории (1963–1973), начальник отделения (1973–1978), заместитель директора по научной работе(1978–1983), главный инженер – первый заместитель директора ЛНПО «Азимут» и ЦНИИ «Электроприбор», с 1991 года – директор ЦНИИ «Электроприбор», в 2008–2021 гг. – генеральный директор АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», далее научный руководитель Концерна.

В 1987–1991 гг. – заведующий филиалом кафедры Автономной навигации, управления и механики Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ). В 1991 г. – заведующий кафедрой Бортовых приборов управления (с 2003 года – кафедра «Информационно-навигационных систем», затем институт того же наименования) Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

Член-корреспондент Академии наук СССР с 1987 года, академик РАН с 2000 года, состоит в Отделении энергетики, механики, машиностроения и процессов управления.

Область научных интересов В. Г. Пешехонова – поисковые исследования и разработка методов и средств автономной навигации. Академик В. Г. Пешехонов – ведущий учёный в области автономной морской (преимущественно подводной) навигации, научный лидер в области прецизионного морского приборостроения. Автор основополагающих работ, главный конструктор трёх поколений навигационных комплексов и морских приборных систем, крупный организатор науки.

Свою первую научную статью «Таблицы функций Лежандра с нецелым индексом», основанную на одном из результатов дипломной работы, В. Г. Пешехонов опубликовал в 1959 году. В НИИ-303 он пришёл, чтобы участвовать в создании нового средства навигации, основанного на достижениях радиоастрономии – радиосекстана, не имевшего аналогов в мире. Радиосекстан автоматически пеленгует естественные космические источники радиоизлучения и определяет координаты и курс в любых метеорологических условиях – снеге, дожде, облаках, тумане. В. Г. Пешехоновым была развита теория пространственной фильтрации слабого некогерентного излучения на фоне интенсивного шумового фона и созданы антенно-волновые системы, обеспечивающие её функционирование. По результатам этих исследований и разработок им были защищены кандидатская (1963 г.) и докторская (1974 г.) диссертации.

Параллельно с этим он участвовал в создании космических систем навигации и связи. В 27 лет – он главный конструктор первой корабельной стабилизированной антенны радиосвязи, заместитель главного конструктора по радиофизическим проблемам корабельной спутниковой навигационной системы. К 1972 году коллектив лаборатории под руководством В. Г. Пешехонова разработал и испытал один из первых в стране лазерных гироскопов.

В 1973 году в служебной деятельности В. Г. Пешехонова произошли большие изменения – он был назначен начальником головного отделения Института (навигационного, численностью более семисот человек), а затем и главным конструктором навигационных комплексов, разрабатываемых ЦНИИ «Электроприбор». В последующие двенадцать лет создание комплексов и входящих в них систем, стало главной его задачей.

Разрабатывались навигационные комплексы для стратегической и четырёх проектов многоцелевых атомных подводных лодок, тяжёлого атомного ракетного крейсера и ряда других кораблей. Требования к их навигационному обеспечению невозможно было выполнить существующими средствами навигации, и создавались принципиально новые приборы и системы.

Были созданы: прецизионный электростатический гироскоп и инерциальная навигационная система на его основе. Подобные разработки начали многие крупные компании у нас в стране и за рубежом, но только ЦНИИ «Электроприбор» и двум американским ведущим гироскопическим фирмам удалось решить эту проблему. Достаточно сказать, что сотрудниками ЦНИИ «Электроприбор» получены 130 авторских свидетельств на изобретения.

Впервые в стране созданы угломерно-дальномерный канал корабельной спутниковой системы навигационной системы, прецизионный компас-гирокорректор, навигационный гравиметр, отказоустойчивый вычислительный комплекс с тремя синхронно работающими ЭВМ. Впервые использована оптимальная калмановская фильтрация в мощном программно-математическом обеспечении навигационного комплекса.

В. Г. Пешехонов помимо разработки навигационных комплексов «Медведица», «Андромеда», «Симфония» решал многочисленные вопросы на опытном заводе ЦНИИ «Электроприбор», на четырёх серийных заводах и на пяти кораблестроительных предприятиях при строительстве кораблей, на которые устанавливались навигационные комплексы. В 1977–1984 годах он выходил в море при отладке навигационных комплексов, участвовал в государственных испытаниях на атомных подводных лодках четырёх проектов и атомном тяжёлом ракетном крейсере. Был техническим руководителем первого зимнего похода советской атомной подводной лодки к Северному полюсу – особой точке для решения задач навигации, где направляющая сила систем гироскопического курсоуказания обращается в ноль (кругом юг). Подводная лодка достигла полюса, нашла полынью, взломала лёд и вышла на поверхность вблизи полюса.

В переломный для страны 1991 год В. Г. Пешехонов стал директором ЦНИИ «Электроприбор». Объединение «Азимут» распалось на самостоятельные предприятия – ЦНИИ «Электроприбор», «Завод штурманских приборов», завод «Азимут– Электроприбор». Обособление последнего завода было очень болезненным для Института, так как разрывалась цепочка разработки и производства гироскопов. В 1995 году В. Г. Пешехонову удалось восстановить интегрированную структуру после присоединения завода к Институту.

В тяжелейшие 90-е годы В. Г. Пешехонову и единомышленникам удалось сохранить основной творческий состав института, диверсифицировать тематику, модернизировать разработки в соответствии с требованиями мирового рынка, наладить экспорт продукции. Медленно, но неуклонно восстанавливалось экономическое положение Института. В 1994 году для поддержки прикладной науки была организована система государственных научных центров, и «Электроприбор» получил этот статус. Нарастали небольшие, но очень важные экспортные контракты. В конце 90-х годов были получены первые крупные заказы, и положение Института улучшилось настолько, что к нему стали присоединяться важные, но экономически неблагополучные предприятия, расширяя тематику «Электроприбора». Институт расплачивался по их долгам, и они полноценно включались в работу.

Программа развития ОПК дала возможность провести полное техническое перевооружение производства, практически полностью заменён станочный парк, закуплены новые технологические установки – создано современное производство. Закуплены и освоены пакеты прикладных программ, и Институт перешёл на компьютерное проектирование.

На этой основе был полностью обновлен и значительно расширен продуктовый ряд, разрабатываемый институтом. Реализована предложенная В. Г. Пешехоновым идея создания инерциальной системы навигации и стабилизации широкого применения. Под его руководством развёрнуты исследования и проектирование унифицированного навигационного комплекса, создан перископный комплекс отечественных подводных лодок, ликвидировавший отставание отечественных перископных комплексов от высшего мирового уровня. Создан гравиметр, занявший 35% мирового рынка гравиметров, с которым морские геологи семи стран уже провели съёмку на 2. 5 миллионах погонных метров маршрутов.

Осуществлена идея В. Г. Пешехонова о создании корабельного комплекса, интегрирующего все средства освещения обстановки. Разработан и поставляется корабельный автоматизированный комплекс радиосвязи, выполнена доработка нового гидроакустического комплекса, существенно превосходящего ранее созданные комплексы.

В соответствии с мировой тенденцией развития гироскопической техники, ЦНИИ «Электроприбор» освоил технологии фотоники, производит волоконно-оптические гироскопы и бесплатформенные навигационные системы высокой точности и ведёт поисковые исследования в области квантовой оптики.

В. Г. Пешехонов инициировал разработки, выходящие за пределы морской техники: созданы системы ориентации и измерения микроускорений на борту космических аппаратов, авиационный гравиметр, бесплатформенные системы курсоуказания наземных транспортных средств.

Создан стереотаксический манипулятор «Ореол» для малоинвазивных операций на головном мозге человека. Однако, поначалу в России эта разработка не была востребована – ставка в здравоохранении была на импортную технику. Помог кризис 1998 года: курс валюты резко вырос, и «Электроприбор» поставил порядка 20 своих систем «Ореол» в нейрохирургические клиники страны – они и поныне используются нейрохирургами ИМЧ РАН, Военно-медицинской академии. Затем были созданы роботизированный стереотаксический манипулятор и криодеструктор, с помощью которого осуществляется заморозка патологических участков мозга. Медтехника разработки и производства «Электроприбор» – действительно высокотехнологичное оборудование.

Одной из важнейших задач В. Г. Пешехонова, как директора Института, стала подготовка научной смены. В целях подготовки высококлассных специалистов в области навигации и управления движением, по инициативе члена-корреспондента РАН О. А. Степанова и при поддержке В. Г. Пешехонова на конкурсной основе стали формироваться специальные группы целевой подготовки из студентов старших курсов ведущих вузов города. По инициативе В. Г. Пешехонова в Петербурге была принята программа «20-80» подготовки специалистов при софинансировании города (80 %) и предприятий (20 %).

В 2004 году было заключено соглашение о сотрудничестве между ЦНИИ «Электроприбор» и тремя ведущими университетами города: СПбЭТУ, СПбГУАП и СПбГУ ИТМО. Базовая кафедра ИТМО превратилась в «Электроприборе» в целый Институт информационно-навигационных систем. Открыли базовые кафедры ЛЭТИ и Политехнического университета: ЛЭТИ – это современная элементная база и вычислительная техника, Политех – фотоника, квантовая оптика и многие другие специальности.

Проведены уже 26 конференций молодых учёных – в них обычно участвует от 300 до 400 молодых людей из разных организаций и университетов России. Часто бывали гости из Германии и Финляндии. С 2003 года на испытательной базе Концерна на Ладоге проводится международный семинар «Навигация и управление движением» – с докладами выступают студенты и аспиранты из России, Германии, Финляндии, Великобритании, Китая. Ежегодно проводится Международная конференция по интегрированным навигационным системам. Раз в три года в Концерне проходил международный симпозиум по геодезии «Наземная, морская и аэрогравиметрия: измерения на неподвижных и подвижных основаниях». Раз в два года – Мультиконференция по проблемам управления, в составе 4 локальных конференций. Учёные Института активно участвуют в российских и зарубежных конференциях и выставках.

За тридцать лет руководства В. Г. Пешехоновым Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» стал признанным лидером, ведущим Институтом России в области высокоточной навигации, гироскопии, гравиметрии и геодезии, выполняющий полный цикл работ от фундаментально-поисковых исследований до мелкосерийного производства по следующим направлениям: морская навигационная техника; инерциальные системы, гироскопические приборы и системы широкого применения для морской навигации и стабилизации, гравиметрии, ориентации космических аппаратов, наземной геодезии, приборы точной электромеханики; медицинская техника.

В. Г. Пешехонов – один из основателей и президент общественной организации «Академия навигации и управления движением», объединяющей учёных (в основном, докторов наук) из нескольких стран.

Концерн динамично развивается, здесь действует эффективная система подготовки и ротации специалистов, сформировано мощное современное производство, постоянно проводятся техническое перевооружение и реконструкция. По объёму выполненных работ ЦНИИ «Электроприбор» значительно превзошёл дореформенный уровень при значительно меньшей численности персонала.

В ЦНИИ «Электроприбор» под руководством В. Г. Пешехонова сложилась научная школа в области навигации, гироскопии и управления движением, признанная в России и за рубежом.

В. Г. Пешехонов – автор более 300 опубликованных работ, в том числе двух монографий и 34 патентов. Специалисты хорошо знают его работы, написанные индивидуально или в соавторстве: «Cовременное состояние и перспективы развития гироскопических систем», «Навигация и управление движением судов», «Ключевые задачи современной автономной навигации», «Современные методы и средства измерения параметров гравитационного поля Земли», «Гироскоп на ядерном магнитном резонансе: предельные характеристики» и др.

Главный редактор журнала «Гироскопия и навигация» и его англоязычной версии, член редколлегий и редсоветов журналов «Автоматика и телемеханика», «Морская радиоэлектроника», «Судостроение», «Авиакосмическое приборостроение», «Навигация и гидрография», «Мехатроника, автоматика, управление».

Почетный президент НТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова, Почетный доктор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина).

Заместитель председателя регионального отделения Санкт-Петербургское отделение РАН, председатель Объединенного научного совета по прикладным наукам и технологическому развитию промышленности, член бюро Научного совета РАН по проблеме «Координатно-временное и навигационное обеспечение», председатель секции, председатель совета по защите докторских диссертаций, заместитель председателя Научного совета РАН по комплексной проблеме «Гидрофизика».

Председатель Совета по присуждению стипендий работникам оборонной промышленности, заместитель председателя научно-координационного и экспертного совета по федеральной целевой программе «Развитие гражданского судостроения и морской техники», член научно-технического совета Фонда перспективных исследований, заместитель председателя Научно-координационного совета ГП «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», член президиума центрального правления РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова.

Член Научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга, председатель Комиссии по проведению конкурса по поддержке научных, научно-образовательных и научно-популярных периодических изданий Санкт-Петербурга, руководитель Санкт-Петербургской территориальной группы Российского Национального комитета по автоматическому управлению.

Герой труда РФ.

Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV и III ст.

Лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Награжден золотой медалью Леонарда Эйлера за создание современных систем навигации, лауреат премии им. академика А. Н. Крылова в области технических наук Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра РАН, отмечен юбилейной медалью «300 лет Российской академии наук», золотой медалью «За заслуги» Русского географического общества.

Ему вручены: звание «Почетный судостроитель», медаль «300 лет Российскому флоту», Знак «100 лет подводным силам России», медаль «За заслуги в обеспечении национальной безопасности» (Совет безопасности РФ), лауреат «Золотой книги Санкт-Петербурга».

В его честь названа малая планета «Peshekhonov», зарегистрированная в каталоге международного астрономического союза под номером 1144.