Академия

Пашин Валентин Михайлович

Пашин Валентин Михайлович
академик РАН

Профиль

Родился 25.07.1937, Алексеевка Саратовской обл.; Умер 15.12.2013; Окончил Алексеевскую среднюю школу (1954 г.), Ленинградский кораблестроительный институт (1960 г.) по специальности «Судостроение и судоремонт», диплом с отличием. Доктор технических наук (1977 г.), профессор по кафедре "проектирование судов" (1981 г.). Заведующий кафедрой проектирования судов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (1995 г.). В 1991 г. избран членом-корреспондентом, а в 1997 г. – действительным членом (академиком) Российской академии наук.; Член-корреспондент c 07.12.1991 - Секция инженерных наук; ; Академик c 29.05.1997 - Отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления (машиностроение); ; Награды; ; Именная премия, РАН; Премия имени А.Н. Крылова; Награжден 1998 За работу "Одновременное моделирование вязкостного и волнового сопротивления корабля в опытовом бассейне"

Место работы и должность

В.М.Пашин - научный руководитель - директор ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова, действительный член Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии имени академика А.Н.Крылова Российской академии наук, Герой Российской Федерации.
С I959 г. работает в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, пройдя последовательно все ступени роста от техника до директора института (1990 г.). В первые годы своей производственной дея-тельности В.М.Пашин занимался проблемами гражданского судостроения. Им разработаны теоре-тические основы современных методов оптимизации кораблей и судов на базе математико-вычислительных средств, в том числе: теория оптимизации судов на основе компьютерных техно-логий, теоретические основы системного проектирования судов и методы оптимизации их основ-ных характеристик, математические модели оптимизации состава флота, необходимые для форми-рования перспективных программ судостроения. В эти годы он был одним из авторов и разработчиков отраслевой комплексной программы проектирования судов и планирования строительства флота, в том числе промыслового, для которого им непосредственно были выполнены все основные работы.
С конца 70-х г. начал активно заниматься вопросами военного кораблестроения. За эти годы он лично и руководимые им коллективы обеспечили разработку фундаментальных основ современного кораблестроения, позволивших реализовать проекты надводных кораблей и подводных лодок, многие из которых не уступают или даже превосходят лучшие зарубежные аналоги. В частности, были решены вопросы прочности и ресурса корпусов подводных лодок и глубоководных аппаратов с глубинами погружения до 1000 м. и 6000 м. соответственно, созданы малошумные гребные винты, обеспечен паритет отечественных ПЛ по акустическим характеристикам.
По инициативе и при непосредственном творческом участии В. М. Пашина решены многие сложнейшие практические проблемы и задачи, поставленные Постановлениями Правительства в государственных программах «Градиент» (прочность ПЛ и ГА), «Океан» (обводы и движители), «Защита» (акустические проблемы ПЛ), «Российские верфи» (совершенствование гражданского флота и судостроительной промышленности), «Шельф» (проблемы создания ледостойких морских платформ для разработки нефтегазовых месторождений на замерзающем морском шельфе Севера и Дальнего Востока России), «Мировой океан» (проблемы расширения морской деятельности России в Мировом океане) и др. Неоднократно участвовал в испытаниях подводных лодок и надводных кораблей, возглавляя комиссии по решению сложнейших технических вопросов при сдаче заказчику головных кораблей и подводных лодок. Был научным руководителем проекта исследовательской подводной лодки, предназначенной для изучения вопросов управляемости, ходкости, акустической скрытности при введении в пограничный слой полимерных добавок.
Заметный вклад внес В.М. Пашин на всех этапах своей деятельности в институте и в развитие самого ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. В.М.Пашин явился одним из пионеров широкого сочетания компьютерной техники и экспериментальных средств гидродинамических лабораторий, значительно увеличивающего возможности модельного эксперимента для получения новых результатов в гидродинамике и акустике. В дальнейшем, будучи заместителем директора, он возглавлял ра-боты по расширению и автоматизации экспериментальной базы института.
Возглавив институт в сложное время экономических преобразований В. М. Пашин внес существенный вклад в дальнейшее развитие и адаптацию ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова к новым условиям. Под его руководством институт получил дальнейшее развитие как мощный современный научно-технический Центр отечественного судостроения, способный выполнять весь цикл исследований и работ по созданию проектов новых кораблей, судов и другой сложной морской техники, вести в широком диапазоне различные исследования и испытания в обеспечение реального проектирования, а также фундаментальные и прикладные исследования по развитию всех разделов кораблестроительной науки. Руководимый В.М.Пашиным институт участвует практически во всех реализуемых в России проектах кораблей, судов и средств океанотехники.
Сегодня Институт является коллективным членом наиболее авторитетных международных организаций в области судостроения, участником практически всех крупнейших международных выставок, конференций, симпозиумов. Основу портфеля заказов института составляют контракты и договора по гражданской и военной тематике с отечественными (Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство по промышленности, «Росшельф», «Севморнефтегаз», «Лукойл» и др.) и иностранными («Эксон», «Сахалинэнерд-жи», «Браун & Рут», Мосс Маритайм А.С., АББ «Азипод», Регистр Ллойда, Сайпем и др.) заказчиками. Итогом работы на внешнем рынке стали более 400 контрактов, выполненных за последнее десятилетие с фирмами Великобритании, Германии, Италии, Индии, Канады, Ки¬тая, Норвегии, Республики Корея, США, Франции и других стран.
В.М.Пашин является основоположником и главой признанной научным сообществом школы, разрабатывающей методы проектирования больших и сложных человекомашинных систем, обеспечивающих оптимизацию технических и организационных решений, принимаемых при их создании и эксплуатации в условиях многочисленных ограничений и неопределенностей. В ее составе великолепные ученые-корабелы, талантливые проектанты и организаторы научных иссле-дований. В ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова и в Санкт-Петербургском государственном морском тех-ническом университете, где он руководит кафедрой проектирования судов, учениками и последо-вателями В.М.Пашина, развивающими это направление, успешно защищено десятки кандидатских и докторских диссертаций.
В.М.Пашин в разные годы вел и ведет в настоящее время большую общественно-научную работу в качестве члена научных советов и комиссий при Президенте России (в период с 1992 г. по 1995 г. член Президентского Совета по научно-технической политике, с 2004 г. по 2008 г. член Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию), Совете безопасности, Правительстве РФ, Военно-промышленной комиссии, Морской коллегии РФ, губернаторе Санкт-Петербурга и др. Избирался членом Президиума Российской Академии наук. Председатель экспертного совета по стипендиям Президента РФ работникам ОПК.
Признанием высокого международного научного авторитета В.М.Пашина является избрание его членом консультативного совета Международной организации опытовых бассейнов, действительным членом Института морского инжиниринга, науки и технологии (Великобритания) и Европейского инженерного Совета с правами международного эксперта проектов.
Ключевые слова
Проектирование судов.