Академия

Тищенко Марат Николаевич

Тищенко Марат Николаевич
академик РАН

Профиль

Родился 18.02.1931, Харьков; Умер 13.03.2015; В 1950 г. с золотой медалью окончил среднюю школу, а в 1956 г. с отличием Московский авиационный институт. После окончания института поступил в ОКБ М. Л. Миля (ныне Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля) и проработал там до 2007 г. В период с 1970 по 1992 г. был ответственным руководителем и главным, а затем генеральным конструктором этого предприятия.; С 1985 года и по настоящее время профессор по кафедре “Проектирование вертолетов” Московского авиационного института.; ; Член Отделения - Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН (СЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ); ; Член-корреспондент c 23.12.1987 - Отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления; ; Академик РАН c 11.06.1992 - Отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления (машиностроение); ; Награды; ; Именная премия, РАН; Премия имени А.Н. Туполева; Награжден 2012 За серию научных работ «Разработка идеологии проектирования и выбор оптимальных параметров проектирования вертолетов различного назначения»

Место работы и должность

Участвовал в разной степени в разработке, наземных и летных исследованиях, внедрении в серийное производство и обеспечении эксплуатации практически всех (за исключением Ми- и Ми-4) отечественных вертолетов марки Ми и их модификаций.
За время, когда М.Н.Тищенко руководил предприятием, были созданы и внедрены в серийное производство и эксплуатацию:
• модификации боевого вертолета Ми-24 (Д, В, Р, К, ВП, ДУ), являющегося в настоящее время основным боевым вертолетом российской армии, а также вертолета Ми-35, обозначенного так для комплектации вертолетов, поставляемых за рубеж
• основной вариант (испытания, серия) и модификации вертолета-амфибии Ми-14
• тяжелый транспортный вертолет Ми-26, являющийся самым грузоподъемным серийным вертолетом мира
• боевой вертолет Ми-28 (только проектирование и 1-я часть летных испытаний)
• спортивный вертолет Ми-34 (только проектирование и летные испытания)
• средний транспортно-десантный вертолет Ми-38 (только проектирование)
• Значительное число модификаций вертолетов Ми-8, продажа которых наряду с Ми-24 за рубеж позволила сохранить серийные вертолетостроительные заводы во время развала отечественного машиностроения в 90-х годах.
В 1993 г. по инициативе М.Н. Тищенко организовано Российское вертолетное общество, которое провело уже 8 форумов, на каждом из которых были представлены от 41 до 80 докладов по широкому спектру научно-технических проблем, связанных с вертолетостроением. Тищенко является бессменным президентом этого общества.
Научные результаты обобщены в написанной с соавторами книге «Вертолеты. Выбор па-раметров при проектировании», Машиностроение. М. 1976.
В 1995 году М.Н. Тищенко награжден Американским вертолетным обществом призом имени Александра Клемина с формулировкой: “За коренные достижения и вклад в индустрию винтокрылой авиации, а также за создание самых больших в мире вертолетов”.
Ключевые слова
Машиностроение.
Вертолетостроение.