Академия

«Я иммигрировал в Древнюю Русь» – 20 лет со дня смерти академика Панченко

«Я иммигрировал в Древнюю Русь» – 20 лет со дня смерти академика Панченко

28 мая 2002 года ушел из жизни один из самых ярких литературоведов, историков культуры – Александр Михайлович Панченко. Вся его творческая и научная жизнь была связана с Институтом русской литературы РАН «Пушкинский Дом». Академик РАН занимался исследованием словесности и культуры позднего русского Средневековья и Петровской эпохи. Но масштабы личности Панченко не позволяют ограничиваться только сферой его научных интересов. О том, каким запомнился Александр Михайлович, сайту РАН рассказал Владимир Павлович Бударагин, заведующий Древлехранилищем Института русской литературы РАН «Пушкинский Дом». Владимир Павлович – крупнейший специалист в области археографии, в течение многих лет он бережно собирает и хранит рукописное наследие Древней Руси.

«Масштаб личности Александра Михайловича складывается многоаспектно. При доминировании тематики Древней Руси – в его же формулировке – „я иммигрировал в Древнюю Русь” – во всех его сочинениях сквозит день сегодняшний с его проблематикой. И в этом, наверное, основная значимость сочинений Александра Панченко. Они читаются как своего рода исторические детективы. К слову, он обожал этот жанр. У него даже была идея написать историю возникновения детективного жанра, к сожалению, не воплотившаяся. Суть понятна – это все-таки стремление удержать занимательность линии повествования. Александр Михайлович – это тот редкий случай, когда начинаешь перелистывать сочиненное, и не оторваться – „За мной, читатель!”

Это было отличительной особенностью Панченко – темы, которых он касался, из сухо-научных становились достоянием художественного повествования. Думаю, что предмет его изысканий – древнерусская литература –до сей поры далеко не всеми осознается как предыстория дня сегодняшнего. И роль Александра Михайловича, в значительной степени, состояла в том, что он показал связь времен – то, что мы имеем сегодня, имеет совершенно определенно прослеживаемые корни, свою предысторию в нашем прошлом. Мы же все-таки наследники той самой древнерусской литературы, которую Александр Михайлович очень наглядно демонстрировал в своих сочинениях!

Он не все успел написать – были задумки создать сборник статей и сочинений «Другая история», но это не состоялось. Сегодня вряд ли кто-то рискнет предположить, что Александр Михайлович хотел написать в «Другой истории», все-таки это было свойством его личности – замечательная непредсказуемость. Получается так, что, с одной стороны, он – человек абсолютно „пушкинодомский”, учитывая и его происхождение – отец и мать были сотрудниками Пушкинского дома, и интересы. С другой – это мировая масштабность его взгляда на предмет. Не было ему равных и в разговорном жанре. Потом были последователи, кто-то даже пытался копировать его манеру и внешность. Но это все не Александр Михайлович Панченко.

Когда он появлялся на пороге Пушкинского дома, выяснялось, что его давно поджидают: кто что-то хочет сообщить, а кто-то узнать его соображения на тот или иной счет. Он был распахнут всем. Исключение составляли персонажи, которые встречаются в любом обществе: с людьми подленькими Александр Михайлович общение не признавал. Нападки этих людей тоже имели место, потому что наша история, как известно, проходит разные этапы. Одни из самых яростных „наездов” были, когда Александр Михайлович принимал участие в цикле передач по истории Пушкинского дома как кладезя отечественной литературы и истории русской мысли. Но Панченко даже внешне был фигурой богатырского сложения, поэтому так просто с ним не получалось разобраться. И, конечно, надо было очень сильно постараться, чтобы противостоять его образованности и феноменальной эрудиции.

Я думаю, что современность его удивила бы несильно. Во-первых, он ее застал в зачине, а во-вторых, его опыт много чего ему рассказывал о нашей отечественной истории –древнерусской и дня сегодняшнего.

Как выясняется, история ничему никого не учит, но она позволяет осознавать себя во временном континууме, ориентироваться в море «бог весть чего» – каких-то идей и брожений в обществе. Но найти свой взгляд на историю отечества даровано не всем. Замечательный пример этой способности – Александр Михайлович Панченко – как образец и для собратьев своего времени, и для потомков. Его книги заслуживают того, чтобы их читали и перечитывали внимательно».