Алексей Маслов: Какова философия китайской цивилизации?
Алексей Маслов: Какова философия китайской цивилизации?
Анонс
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. На протяжении долгих веков конфуцианство, даосизм и буддизм постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин находила свое место в китайской системе религиозного синкретизма. Таким образом, в основе современной философской и религиозной культуры Китая одновременно сосуществуют гармония, культ предков, житейская мудрость и поиск смысла человеческого бытия.
Даосизм — одна из ведущих религиозно-философских доктрин Китая, называемая учением о Дао, или «Пути». Она сформировалась в Китае более 2000 лет назад. Возникновение даосизма связано с именем легендарного мудреца Лао-цзы (предп. VI в. до н.э.), которому приписывается авторство одного из центральных канонов даосизма — «Дао дэ цзин». Согласно учению, постижение основ этого учения позволяет человеку прийти в гармонию с естественным ходом событий и даже обрести бессмертие души.
Конфуцианство, центрально морально-этическое, а позже и учение об управлении государством, наряду с даосизмом и в наши дни остается важнейшей духовной традицией Китая. Это учение, созданное Конфуцием (553-480 до н.э.) и развитое его последователями, сыграло большую роль в становлении культуры и в развитии религиозно-философской мысли Поднебесной. В основу доктрины легли принципы установления гармонии в обществе, служения государству, сыновней почтительности и заботы о младших, справедливости, соблюдения ритуалов, скромности, постоянного обучения, ведь Конфуций считал, что каждый «благородный муж», в отличие от «мелкого человека», должен обладать этими качествами.
Буддизм оказал огромное влияние на культуру, живопись, литературу и архитектуру традиционного Китая. Многие виды искусства и культуры получили свое развитие именно под влиянием буддийских воззрений, в том числе особая китайская художественная эстетика, некоторые виды живописи и даже китайская чайная церемония. Это религиозно-философское течение начало проникать в Китай в I веке н. э. из Центральной Азии по Великому Шелковому Пути и через южные морские регионы. Буддизм в Китае представлен прежде всего течением Махаяны («Большой колесницы»), которое предполагает, что просветления может достичь любой человек. В разные периоды буддизм то преследовался как «пришлое учение», то активно поддерживался государством. Различные школы китайского буддизма, прежде всего Чань, Тяньтай, Хуаянь предлагали различные формы медитативной практики, дисциплинарные правила, осмысления понятия «сердца Будды» и иллюзорности реальности.
Так какова философия развития китайской цивилизации? Какие религии преобладают в современном Китае? На эти и многие другие вопросы в своей лекции ответил Алексей Маслов — российский востоковед, врио директора Института Дальнего Востока РАН, специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации.
Ссылки по теме:
- А.А. Маслов. О чем думают китайцы. 1127 фактов от риса до Конфуция. М: Рипол Классик, 2018.
- А.А. Маслов. Китай и китайцы. О чем молчат путеводители. М: Рипол Классик, 2015.
- Лекция. ACADEMIA. Алексей Маслов. «Секрет устойчивости восточноазиатской культуры».
- Лекция. Алексей Маслов. «Бессмертие, святость и плоть в китайской традиции».
- Информационные слайды-фотографии: ppt-online.org, infourok.ru, ajaxfc.ru, ds04.infourok.ru, mypresentation.ru, s1.slide-share.ru, 900igr.net. Также информационные материалы и фотографии были предоставлены Алексеем Александровичем Масловым.