Академия

Движущая сила. Климат сыграл важнейшую роль в истории человечества

Движущая сила. Климат сыграл важнейшую роль в истории человечества

Рубрика Популярная наука

Все мы знаем, что о прошлом человечества рассказывают такие науки, как история, археология и этнография. Но есть еще одно направление работы ученых, которое дает возможность многое узнать о том, как развивалась цивилизация, – палеогеография. Эта наука помогает выяснить, каким был климат на той или иной территории несколько тысяч лет назад, какие растения и животные были на ней распространены. Но, что самое интересное, палеогеография может ответить на вопросы о том, какие значимые события определяли формирование этносов на обширных пространствах, каковы причины массовой (и не всегда мирной) миграции народов, как формировались культурные традиции. Узнать об этом подробнее нам помогла главный научный сотрудник Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, руководитель группы палеоэкологических исследований ИМКЭС СО РАН Татьяна Бляхорчук.

«Изменения климата на планете происходят постоянно – жара сменяется похолоданием, затем опять становится теплее, и все живые организмы, включая человека, адаптируются к этим переменам», – начинает рассказ Татьяна Артемьевна. – „В нашем институте с самого начала одной из ключевых задач было изучение влияния климата на природу, жизнь человека, развитие общества и экономики. Необходимость тщательного исследования этой темы”, – подчеркивал основатель ИМКЭС СО РАН член-корреспондент РАН Михаил Всеволодович Кабанов».

Зная, как преображается климат, можно делать прогнозы будущих изменений, что позволит как-то сгладить их последствия и своевременно к ним подготовиться. Однако ряд непосредственных наблюдений очень мал – он редко где выходит за пределы столетия, а этого явно недостаточно для долгосрочного прогноза. Так что говорить о глобальных тенденциях можно только с учетом изучения процессов, которые происходили тысячи лет назад.

Палеогеография изучает летопись природы, бережно накопленную в течение многих столетий и тысячелетий в «природных библиотеках». В нашем институте есть научные группы, которые занимаются изучением торфа, почв, донных и озерных отложений, пыльцы растений, исследованием изменения границ лесов и озер. Соединение полученных результатов в целостную картину и позволяет нам понять, что происходило с климатом, как менялся ландшафт. Именно эти факторы оказываются движущими силами, влияющими на жизнь общества, той ареной, на которой разворачиваются переселение народов, смена способов организации и ведения хозяйства.

Ученых давно интересовала идея, предложенная еще Львом Гумилевым и другими известными российскими этнографами и историками, сопоставить развитие этносов на территории Великого Степного пояса Евразии, который проходит через Алтай, Монголию, север Китая и юг Сибири, с данными изменений климата.

Результаты оказались очень интересными. Периоды, отличавшиеся комфортными для человека условиями проживания и достаточным уровнем тепла и влаги, характеризуются более высокой продуктивностью ландшафта, более развитой культурой земледелия, а в итоге и политической стабильностью.

Засушливые (голодные) периоды связаны с опустыниванием земель, сменой культуры земледельцев на культуру скотоводов. Они, как правило, вызывали политическую нестабильность, переселение туда, где были необходимые условия для прокорма стад. И не всегда это переселение протекало мирно. Как правило, территории, благоприятные для жизни, были уже заняты. Климатические изменения становились катализатором событий в общественной жизни.

Лев Гумилев как этнограф указывал на то, что каждый этнос в своем развитии проходит периоды зарождения, подъема и упадка. Сравнение этих событий с данными палеогеографических исследований показало, что возникновение новых этносов и начало фазы их подъема наступали в большинстве случаев после засушливых периодов. Вот лишь несколько из показательных примеров: появление сильных лидеров среди кочевников-скотоводов и образование Великого Тюркского каганата (552–630 годы н. э.) произошло после сильной засухи в V веке н. э.; образование Второго Тюркского и Уйгурского каганатов в Монголии (745–840 годы н. э.) последовало после иссушения климата в VIII веке н. э.; наконец, появление на арене истории Чингисхана и его глобальные завоевания случились после окончания сильнейшей засухи XI века, при новом увлажнении Великого Степного пояса Евразии.

Эта вековая ритмика теперь подтверждается не только разрозненными записями китайских летописей, на которые ссылался Лев Гумилев в своих исследованиях в конце XX века, но и новейшими данными палеогеографии, основанными на точных количественных экологических и изотопных методах. Получается, что экстремальные условия жизни в периоды засух приводили к естественному отбору наиболее пассионарных лидеров, которые в течение последующего более влажного климатического периода вели этнос к подъему и расцвету.

Периоды расцвета разных культур приходились на благополучные с точки зрения стабильности климата периоды. Проследим это на территории современной Хакасии. Афанасьевская культура (III–II тысячелетия до н. э.) характеризовалась развитием скотоводства и примитивного земледелия. Для Окуневской (III тысячелетие до н. э.) и Андроновской культур (XVI–XII века до н. э.) также было свойственно развитие скотоводства и мотыжного земледелия. В зонах лесостепи и степи земледелие продуктивно лишь в более влажные периоды. Именно на достаточно длительные влажные периоды приходится развитие упомянутых выше археологических культур в Хакасии.

Человек всегда приспосабливался к изменениям климата, в соответствии с ними менял и адаптировал свой уклад жизни либо мигрировал в районы с более подходящими для его хозяйства климатическими условиями. Это можно увидеть на примере такой интересной и богатой культуры, как Кулайская (это культура воинственных охотников, пришедших на смену скотоводам на территории Томской области). Только в ХХ веке человек перестал столь остро зависеть от изменений климата, развитие науки, появление новых материалов и технологий позволяют ему с большим комфортом адаптироваться к процессам изменения климата.

    Однако интенсивное техногенное воздействие на природную среду само превратилось уже в климато-трансформирующий фактор, особенно заметный на региональном уровне: повышаются контрастность климата, его нестабильность, отмечается смещение сезонов года. В Сибири возрастают частота и масштабность лесных пожаров, на юге – повторяемость засух, на севере ускорилась деградация мерзлоты.

Современные тенденции развития науки таковы, что новые интересные результаты возникают именно на стыке наук. Продуктивным вариантом такого сотрудничества является альянс палеогеографии и археологии. Ученые из ИМКЭС СО РАН вместе с коллегами из ТГУ готовят проект, который позволит приступить к изучению богатейших археологических и палеоантропологических коллекций, выявить, когда и где, в какую эпоху и каких условиях жили на территории Сибири наши предки. При этом будет применяться метод изотопного анализа. Полученные результаты позволят ответить на вопросы о том, какие вызовы ему приходилось преодолевать, чтобы приспособиться к изменениям климата.

Источник: мультимедийный портал ПОИСК.
Текст: Ольга Булгакова.