Лауреаты премии РАН Антон Чугунов и Вера Башмакова: научный подкаст ценен как живой разговор о науке
Лауреаты премии РАН Антон Чугунов и Вера Башмакова: научный подкаст ценен как живой разговор о науке
Премия РАН 2022 года за лучшие работы по популяризации науки в номинации «Лучший научно-популярный подкаст» присуждена авторскому коллективу подкаста «Биолог на перепутье» портала «Биомолекула». Главные редактора портала Антон Чугунов и Вера Башмакова ответили на вопросы нашего сайта.
Как появилась идея подкаста о биологии на портале «Биомолекула»?
Мы давно думали, что наш портал много рассказывает о том, чего добивается наука, но не говорит, как это всё делается, оставляет бэкстейдж невидимым. Кроме этого, нам хотелось рассказать, что естественнонаучное образование открывает не только одну дверь – в науку, – но что оно дает гораздо больше возможностей, что в некотором смысле оно дает тебе мировоззрение на будущую жизнь. Обдумывали разные форматы, но всё это было не то: хотелось как бы услышать живые голоса людей. И когда формат подкастов стал набирать популярность, мы поняли, что это то, что нам нужно.
Затем мы придумали формат и собрали команду среди сотрудников сайта: нам нужны были ведущие подкаста (ими стали мы, главные редактора портала), а еще автор статей, иллюстратор и смм-редактор. Поэтому помимо нас в авторский коллектив подкаста вошли: кандидат химических наук Галина Вирясова (ООО «Иглу», МГУ им. М. В. Ломоносова); студент 2 курса магистратуры Charité – Universitätsmedizin Berlin по направлению Molecular medicine Медер Иманалиев; и графический дизайнер, иллюстратор и скрайбер Любовь Колосовская.
Первым делом мы сформировали 10 тем – хотелось, чтобы каждый выпуск рассказывал о чем-то своем. Самое логичное – отдельно рассказать о каждой из дорог, просматривающихся с «перепутья». Это были Наука, Бизнес, Образование, Популяризация науки (важно, что этот путь – отдельный от образования), Art & Science (искусство, вдохновленное наукой) и Научный менеджмент на государственном уровне. Эти основные темы мы дополнили рассказами биологов, покинувших профессию; небиологов, пришедших в биологию; и даже так называемого «неудачника» от биологии. В заключительном выпуске мы выслушали и обсудили истории наших слушателей.
На каждый выпуск мы приглашали от одного до трех гостей, чьи авторитетные истории и обсуждали в студии, чем дали, я надеюсь, пищу для размышлений слушателям. Запись проводили на небольшой студии «Подкастерская», чьи умелые и отзывчивые звукорежиссеры помогли сделать качественную запись и интересный монтаж. Один знакомый знакомых сочинил для нас джингл.
Помимо собственно подкаста, в создании которого были заняты практически только мы с Антоном, остальные члены команды взяли на себя другие важные участки работы:
Галина Вирясова стала редактором спецпроекта на сайте, в нескольких информативных лонгридах удачно дополнившего эмоциональный подкаст.
Любовь Колосовская нарисовала обложку подкаста и иллюстрации для статей спецпроекта, а также подготовила несколько восхитительных комиксов для соцсетей, иллюстрирующих те самые «карьерные траектории», о которых идет речь в подкасте.
Ну а Медер Иманалиев, возглавляющий наши соцсети, занимался подготовкой остроумных постов в Интернете и генерировал научные мемы (которые ему так хорошо удаются), нацеленные на то, чтобы как можно больше людей послушало наши записи и прочитало статьи.
Сколько времени уходит на подготовку и запись одного эпизода?
Весь цикл выпуска подкаста и спецпроекта у нас занял семь месяцев, и в течение этого времени мы постоянно делали что-то или просто находились в «боевой готовности». Поскольку мы очень тщательно подходили к выбору гостей, все они оказались людьми деловыми и занятыми :), в связи с чем только на планирование встречи в студии уходило иной раз больше месяца – особенно учитывая, что запись первых эпизодов пришлась на лето (сезон отпусков). Но время именно на запись одного эпизода невелико: всего около пары часов. Фактически, это просто беседа на заданную тему в свободном формате и неофициальной обстановке, где мы могли и пошутить, и посмеяться, а после записи – пообщаться в кафе неподалеку.
Но дальше идет множество мелких, но важных этапов, каждый из которых отнимал немало времени и внимания – получить со студии черновой монтаж; составить монтажную таблицу, чтобы лучше представлять себе, в какой части файла о чем идет речь; несколько раз всё переслушать, чтобы понять, что оставить, а что – выкинуть; составить пометки для звукорежиссера, чтобы получить следующую версию – и так несколько раз. После этого также было необходимо дать ознакомиться с записью гостям эпизода; а потом подготовить текстовые аннотации; залить всё это на хостинг; проследить, чтобы подкаст разошелся по всем платформам; сделать анонсы в соцсетях; перепроверить, что все ссылки правильные; вести аналитику – много всего.
В чем специфика подкаста по сравнению с другими формами популяризации науки?
Из-за того, что в подкастах невозможны иллюстрации и тем более видео, из них пропадают картинки, таблицы и другие важные штуки, и популяризация науки как таковой уже не может быть полноценной – ну разве что сделать в поддержку подкаста телеграм-канал, куда все таблицы и графики выкладывать; но это потребует от слушателей гораздо бОльшей вовлеченности. Кстати, чтобы всё это не пропало – мы сделали спецпроект на сайте, в котором и сложили все подробности и детали. Зато подкаст ценен именно как разговор, он гораздо лучше передает атмосферу научной и околонаучной жизни, чем текст.
В чем основные преимущества подкаста для рассказа о науке? В чем для вас состояли трудности/подводные камни при записи эпизодов?
Вера Башмакова: На подкасте, в отличие от текста, важную роль играет живость интонации, звуковое оформление. Это было непривычно: я, например, часто говорю слишком быстро, иногда понимаю, что что-то можно было переформулировать уже задним числом, и потому приходится перезаписывать.
В тексте с этим нет проблем, потому что переформулировать я могу сама в текстовом редакторе. А в случае подкаста приходилось напрягать звукооператора и собеседников – а это не так-то просто, учитывая преимущественно удаленную работу, кроме кратких встреч в студии (приходилось составлять громоздкие монтажные таблицы). Еще одна удивительная техническая деталь, почему подкасты более сложно монтировать – в какой-то момент уши больше не могут слышать одно и то же, а потому очень легко не заметить какие-то нестыковки.
Эксперты Комиссии РАН по популяризации науки сетовали, что, пожалуй, единственный недостаток вашего проекта, что в нем не так много записанных эпизодов. Продолжите ли вы теперь, получив премию РАН, работу над подкастом?
Мы бы очень хотели, но на это вряд ли хватит денег: подкасты делать очень дорого, гораздо дороже, чем статьи. Первый сезон мы делали при финансовой поддержке Института развития интернета (госагентства по распределению субсидий на создание и продвижение социально значимого интернет-контента), но времена драматически изменились, и не уверена, что получится снова где-то найти на это деньги. Если они вдруг найдутся – мы бы хотели сделать сезон о том, как изменилась жизнь ученых, предпринимателей, научных журналистов, инвесторов и так далее в этом году и какие планы они теперь строят на будущее.
Возможно, вам стоит обратиться к возможностям краудфандинга… Расскажите, сколько времени существует портал «Биомолекула»? Как он появился? Какие у него творческие планы?
Научно-популярный сайт «Биомолекула» существует с 2007 года. С самого начала это был стихийный проект, проросший без спонсоров и сторонних организаторов, а просто от желания рассказывать о науке подробно, глубоко и без халтуры. За уже более чем 15 лет сайт разросся, но не изменил своим идеалам: мы считаем себя самым научным из научно-популярных изданий и любим повторять, что за нами заканчивается научпоп и начинается сама наука.
Мы рассказываем о том, что хорошо знаем, – это молекулярная биология, биофизика, биомедицина, нейробиология и другие «био-». Создатели, редакторы и авторы сайта – почти исключительно действующие ученые, воплощающие концепцию «наука из первых рук». Миссия проекта – нести просвещение в сфере современной биологии, пропагандировать научный взгляд на мир и повышать ценность образования и знаний среди русскоговорящей аудитории.
На сайте еженедельно выходит дайджест научных журналов Nature и Science, публикуются спецпроекты – циклы обзоров, глубоко освещающих разные области современной науки. В рубрике «Места» мы решаем вопрос профориентации, рассказывая о лучших биологических лабораториях и биотех-компаниях России. Есть рубрика «Детям», где публикуются комиксы, сказки и детские рассказы о науке. А еще мы регулярно пишем рецензии на свежие научно-популярные книги.
Мы уже не раз прибегали к краудфандингу – успеха достигли наши кампании по Научно-популярному конкурсу (2016 г.) и научным календарям: «12 методов молекулярной биологии» (2018 г.) и «Модельные организмы» (2019 и 2022 гг.). Но именно благодаря этому в целом благоприятному опыту мы знаем, что краудфандинг опирается в первую очередь на социальный капитал, потенциал монетизации которого небезграничен, и нельзя его вычерпывать до дна. По нашим ощущениям, не стоит масштабно краудфандить чаще раза в год, и каждый раз это требует больших усилий и творческой энергии от всей команды.
Что касается планов – несмотря на тяжелые времена, мы выбираем продолжать работу. Сейчас многие люди потеряли опору и привычный взгляд на вещи, но мы верим, что научное творчество способно выстоять и дождаться рассвета, поддерживая тех людей, что верят в разум и человеческие ценности.
Беседовала Наталия Демина.