Академия

Лауреаты премии РАН художники журнала «Квантик»: «Рисовать для детей – это как сочинить интересную игру на воображение»

Лауреаты премии РАН художники журнала «Квантик»: «Рисовать для детей – это как сочинить интересную игру на воображение»

Рубрика Популярная наука

Накануне Нового года стали известны имена лауреатов премии РАН за лучшие работы по популяризации науки. Лауреатами в номинации «Лучший художник, иллюстратор, дизайнер научно-популярного проекта» стали авторы научно-познавательного журнала «Квантик» (Московского Центра непрерывного математического образования): его главный художник, главный художественный редактор Альберт Гарафутдинов (публикуется под творческим псевдонимом Yustas), художник Мария Усеинова и художник Алексей Федяков (публикуется под творческим псевдонимом Алексей Вайнер). Публикуем ответы Юстаса и Вайнера на вопросы нашего сайта.

Обложка журнала «Квантик». Источник: © Квантик.

В каком возрасте вы поняли, что хотите стать художником? Стали ли Вы художником сразу после школы или после того, как попробовали себя в других областях?

Юстас: Я любил рисовать с детства, но так как в школе рисование было лишь раз в неделю, то на уроках по другим предметам я рисовал в своих и чужих тетрадках, за что мне и попадало. Потом я стал студентом авиационного учебного заведения и рисовал уже на лекциях. Мои рисунки попались на глаза преподавателю математики, и он мне посоветовал «с моим талантом» пойти учиться на художника, что я и сделал. Учился я на худграфе с большим удовольствием, после лекции по истории искусств о Леонардо, где нам показывали нарисованные им шаржи, я тоже решил попробовать их рисовать, в том числе на преподавателей. Закончилось это тем, что меня вызвали к начальству и объяснили, что шаржи можно рисовать только на однокурсников, а на преподавателей никак нельзя. И пригрозили отчислить, если увидят еще один шарж. Меня выручил преподаватель по живописи, он помог направить энергию в мирное русло, познакомив с редакцией журнала, где главным художником был его друг. Так я стал иллюстратором.

Вайнер: Первый рисунок я сделал, когда мне было 2 года. Потом художественная школа, училище… Хотя, всю молодость провёл на сцене с электрогитарой в руках. Но потихоньку работа по созданию иллюстраций победила. Музыку записываю регулярно до сих пор, но уже в качестве хобби.

Источник: © Квантик.

В чем, на Ваш взгляд, главная сложность научно-популярной иллюстрации в целом? И для детской аудитории, в частности?

Вайнер: Сделать сложное, сухое лёгким, доступным для понимания. Собственно, как и одна из задач любой методики.

Юстас: Рисовать для детей конечно же интересно, они очень чуткие, наблюдательные и с отличной фантазией. А нарисовать для них хорошую иллюстрацию это как сочинить интересную игру на воображение. Главная задача художника не просто повторить текст в картинках, а придумать что-то интересное, что могло «остаться за кадром», то, что «добавит жизни» в иллюстрацию, сделает её веселой, задорной, озорной или грустной. А ещё нужно подать материал правильно, правдиво, увлекательно и интересно, добавить сюжет, мини историю, интригу, заинтересовать юных читателей, чтобы, взглянув на иллюстрацию, захотелось узнать и прочитать, о чем же это всё нарисовано?

Источник: © Квантик.

Расскажите, пожалуйста, как рождается замысел иллюстраций для научно-познавательного журнала «Квантик»? Редакция направляет Вам заметку/задачку и просит придумать иллюстрацию с некоторым описанием того, что хотели бы видеть? Или полностью полагается на вашу фантазию?

Юстас: Задания к статье художнику даются в виде пожеланий. Художник чаще выступает как соавтор, а не просто исполнитель, он сам придумывает к статье сюжет, подачу, композицию, историю. Содержание иллюстрации должно дополнять текст, оживлять его, только не должно противоречить основной теме статьи, не должно уводить сюжетную линию сильно «в сторону» от основной темы.

Когда нужно включить в иллюстрацию определенные фрагменты, тогда это оговаривается отдельно. Но как вписать их в иллюстрацию – художник может предложить своё решение. Ведь если ставить художнику жёсткие рамки, тогда у него не останется места для творчества и фантазии.

Вайнер: Нам дается полный простор для фантазии. На мой взгляд, иллюстратор интересен заказчику только до тех пор, пока у него работает фантазия и генератор идей.

Источник: © Квантик.

Много ли вариантов иллюстраций к одной заметке бывает?

Вайнер: Чаще всего всё происходит по оптимальному сценарию. Первая идея – всегда лучшая. Полное взаимопонимание и доверие со стороны руководства журнала.

Как долго идет работа над иллюстративным оформлением каждого номера?

Вайнер: Прочёл, прилёг, придумал. Сел, нарисовал. Неделя на эскизы (примерно 7 картинок в номер). Неделя на финальные картинки.

Не все знают, что помимо журнала редакция издает альманахи, календари и другие издания? Над чем Вам больше всего нравится работать и почему?

Юстас: Для альманаха и календаря художники не рисуют отдельных иллюстраций, в них мы используем материалы, уже опубликованные в журнале. В каждый номер журнала, каждому художнику мы стараемся подобрать ту статью или материал, содержание и подачу которой он придумает интереснее всех. А в альманахе и календаре нам важно выстроить уже готовые материалы сохранив целостность восприятия, как и в журнале.

Источник: © Квантик.

Вайнер: Формат журнала – самый сложный. Здесь ограничения по пропорциям, необходима концентрация идеи. Для меня это вызов.

Квантик как графическо-образное решение это внук Незнайки и Самоделкина? Вспоминались ли Вам «Веселые человечки» при разработке образа Квантика?

Юстас: Для проекта обложки первого номера был предложен сначала стул, затем умный мальчик (по имени Квантик). Но Сергей Дориченко, наш главный редактор, засомневался, что просто мальчик, возможно, не будет восприниматься читателями как главный герой журнала. Тогда мы сели решать, каким же должен быть наш главный герой? Сначала мы задали вопросы – кто он, какой он, где живет, чем занимается?

И после краткого обсуждения пришли к решению, что Квантик это робот, которого дети сделали своими руками в кружке робототехники. (И почти сразу родился его графический образ, который понемногу обкатывался, доводился и стал таким как мы видим его сейчас.)

Поэтому он и выглядит не как супертехнологичный робот из мультсериалов, с гаджетами, сверхспособностями и современным дизайном, а как обычный робот, каким могли бы его сделать дети из простых материалов. ( Можно даже посмотреть на одной из обложек журнала и календаря на Квантика, едущего на эскалаторе, среди разных современных и старинных роботов, или Квантика в космопорте среди других роботов.

Днём он общается с ребятами, а ночи проводит в библиотеке читая книги. Он очень начитанный, любит науку и новые знания, любит учиться, решать сложные задачи и находить решения. Немного застенчивый, вдумчивый и наблюдательный. По вечерам, когда дети расходятся по домам, ему не с кем было общаться. И тогда, из ненужного старого нетбука, он сделал себе друга, напарника и верного маленького помощника Ноутика.

Источник: © Квантик.

Ноутик, как многие маленькие дети, очень пытливый и любознательный, но ещё он немного торопыжка и шалун. Зато теперь они вместе придумывают задачи и вместе находят решения.

Не думали ли Вы о том, что пора Квантику стать героем научно-популярного мультфильма? Или даже серии мультиков?

Юстас: Было бы отлично сделать мультфильм о Квантике и Ноутике, это пока в мечтах, зато уже сейчас в журнале есть комиксы с этими двумя героями.

Источник: © Квантик.

Вайнер: Согласен, у Квантика есть всё, чтобы стать анимированным героем нашего времени!

Беседовала Наталия Демина.