Академия

Наивные вопросы: как кит стал китом?

Рубрика Популярная наука

Спрашивает: Артём Сибиряков, читатель журнала «Кот Шрёдингера».

Отвечает: Нина Садыкова, кандидат биологических наук, директор АНО «Центр популяризации биоразнообразия „НатУРАЛист“».

    Короткий ответ на этот вопрос: постепенно. Не меньше 40 миллионов лет ушло на то, чтобы эволюция превратила парнокопытных в предков кита. В некоторых современных классификациях китообразные и парнокопытные отнесены к одному отряду. Да-да, киты и дельфины в одном биологическом отряде с оленями, свиньями и верблюдами.

Конечно, сейчас киты очень сильно отличаются от парнокопытных, но это прямые их потомки. У всех китообразных, как у усатых, так и у зубатых китов, предки ближе всего к современным бегемотам. Но вначале это были существа, нисколько на бегемотов не похожие, скорее на оленьков. Мы не знаем, прятались они в воде или охотились.

Фото: Джон Ройл / Unsplash.

Сейчас наземные парнокопытные – это преимущественно растительноядные животные, но, например, те же свиньи питаются далеко не только растительным кормом, и даже хищничают. А в прошлом хищников среди парнокопытных было много. Скорее всего, среди них и появились предки китообразных, которые то ли кого-то догоняли, то ли от кого-то спасались в воде.

Это была пресная вода, мелкие пресные водоёмы. Потом они стали проводить в воде всё больше времени, прошли разные стадии анатомического приспособления сначала к полуводному образу жизни, затем к полностью водному и в конце концов переместились из пресных вод в солёные. Так за 40 миллионов лет из маленьких копытных оленьков получились гигантские киты. Пожили сколько-то миллионов лет на суше и вернулись обратно в водную среду.

Фото: Мартина Витакова / Unsplash.

    Это яркий пример того, что за длительное время примерно из чего угодно в ходе эволюции путём постепенной адаптации может получиться примерно всё что угодно.

Материал подготовлен совместно
Российской академией наук

и научно-популярным журналом «Кот Шрёдингера»
(АНО «Центр по развитию технологий будущего»).