Академия

Андреева Лариса Анатольевна

Андреева Лариса Анатольевна
профессор РАН доктор философских наук

Телефоны

Адрес электронной почты

Академические должности

Должность

Организационная структура

Дата активности

Должность

отделение почетного звания

Профиль

Научные интересы

В центре научных интересов - формирование в современном глобальном геопространстве конфессиональных сообществ, «параллельных» обществам национально-государственного типа. Основное отличие «параллельных» конфессиональных сообществ от других типов сообществ состоит в том, что они вступают в конфликт с существующими в государстве правовыми и социальными нормами и в конечном счете пытаются подменить своей ценностно-конфессиональной системой легитимные устои государства. Формирование параллельных конфессиональных обществ происходит в современном мире двумя путями: в Европейском регионе - за счет миграционных потоков "Юг-Север", в Африке - за счет религиозного подъема и роста адептов мировых религий, прежде всего ислама. В Европе на определенных территориях — в городах, отчасти и в сельской местности, — населенных выходцами из стран исламского мира, некоторые государства, имеющие большие мусульманские общины, утрачивают монополию на законное использование государственного механизма управления. На этих территориях действуют институты «параллельной» юстиции в лице исламских мировых судей, тесно связанные с доминирующими в общинах семейными кланами, а также распространяются патриархальные обычаи, противоречащие светской морали и юридическим нормам европейских стран. Сделан вывод, что несостоятельность в осуществлении полноценного пространственного контроля и утеря монополии на законное использование государственного механизма принуждения (полиция, исполнительная юстиция и т.п.), любые формы двоевластия и возникновения параллельных правовых или полицейских структур, неспособность реализовать базовые конституционные требования и обеспечить государственные услуги ведут к трансформации государства из стабильного (дееспособного) в "хрупкое" (недееспособное). Именно в этих «параллельных» обществах на территории европейских государств укоренились многочисленные исламистские организации, которые бросают вызов основам современной конституционной системы западного типа. Через призму цивилизационного измерения это видится как усиление борьбы за выбор либо светских моральных, либо религиозных ценностей в качестве универсальных основ будущего мирового порядка. Исследовался процесс складывания и расширения мусульманского “параллельного” общества в Германии. Были сделаны выводы, что на определенных территориях в городах, отчасти и в сельской местности, населенных выходцами из мусульманских стран, немецкое государство утратило монополию на законное использование государственного механизма принуждения (полиция, исполнительная юстиция и т.п.). На этих территориях существуют механизмы “параллельной” юстиции в лице исламских мировых судей, тесно связанные с господствующими семейными кланами, а также существуют противоречащие светской морали и юридическим нормам Германии патриархальные обычаи, такие как принудительный брак или “убийство чести”. Констатируется, что разветвленная сеть организаций, таких как “Исламская община Германии” (IGD), которую немецкие спецслужбы считают замаскированным филиалом организации “Братья-мусульмане” (запрещена в РФ) и радикальные салафитские имамы, использующие тактику легальных действий, стратегически преследуют цель построения мусульманского государства. Особое внимание в исследовании было обращено на относительно новую тактику – осознанный отказ от интеграции мусульман в европейское светское общество во имя высшей религиозной цели – построения “параллельного” мусульманского сообщества в Германии. Серьезность угроз, связанных с существованием “параллельного” мусульманского общества, сознается представителями немецких сил правопорядка, политиками, общественными деятелями, СМИ, однако системного и действенного ответа на реальную угрозу пока не выработано. Изучалась тема противодействия влиянию параллельных мусульманских сообществ и легалистского исламизма в Европе в области школьного образования (тенденции исламизма в школах Франции и Германии). Особое внимание было уделено рассмотрению того, как ценность религиозной принадлежности человека в противовес гражданским ценностям, приоритет групповых прав по отношению к правам отдельной личности стали причинами усиления исламизма в школах Франции и Германии, а также вопросу связи между тенденцией исламизации в школе с наличием параллельных конфессиональных сообществ во Франции и Германии. Анализировались тенденции государственной политики по противодействию исламизму в школах Франции и Германии, реакция общества на эти тенденции. На примерах учредительных документов Европейского союза изучалось ограничение христианства рамками политкорректности и мультикультурализма. Рассматривалось влияние процесса дехристианизации в Европе на переосмысление христианской догматики, на дальнейшую трансформацию христианских церквей из духовно-социального в социально-культурный институт. На основании анализа данных социологических опросов был сделан вывод, что по существу христианство как религия стала «культурой», культовые действия приобрели характер «культурных», актуализирующихся в исключительные моменты жизни, церковные ритуалы заменили светские праздники и мероприятия. Были сделаны выводы, что под влиянием процесса исламизации, при постоянно снижающемся уровне христианской религиозности, само христианство стало в общественном сознании играть новую роль «морального бастиона», что свидетельствует о том, что исторические христианские ценности превращаются в культурные. Изучались количественные и качественные характеристики современного христианства применительно к разным регионам - Европа (в том числе Россия) и Тропическая Африка, а также влияние христианского фактора на мировую политическую систему. Конкретно - была изучена одна из глобальных проблем начала XXI века - революционные изменения в христианстве, которые под влиянием процесса глобализации охватили весь христианский мир: с одной стороны – это стремительное смещение центра христианства из стран т.наз. «глобального Севера» в страны т.наз. «глобального Юга», с другой стороны – миграционные потоки «южных христиан» из стран Тропической Африки в Европу несут архаизацию не только современному европейскому христианству, но и самой секулярной европейской цивилизации, тем самым также дестабилизируют сложившийся мировой порядок. На основании анализа религиозности «южных христиан» были сделаны выводы, что в «южном» христианстве мы видим не только географические, но и глубокие качественные его отличия от христианства Запада – «северного» христианства, что позволяет определять его как нарождающуюся новую глобальную реальность, как «следующее христианство». Христианство стремительно перемещается от образа жизни по европейскому образцу (антропоцентризм, мировоззренческая толерантность, демократия, права человека, общество потребления) за пределы устоявшихся веками институциональных форм и традиций. «Южное христианство» - это религия бедных и обездоленных, для которых евангельская бедность не является метафорой. Все особенности, присущие «южному христианству», именно: религиозный фундаментализм, как вера в божественный правопорядок, восприятие истин откровения в буквальном смысле, как если бы это были рекомендации к социальной активности, реальное, а не метафорическое ожидание чудес, теократия как единственно правильное устроение земного «должного», симбиоз традиционного христианства и традиционных религиозных культов, что ведет в восприятию Христа как предка, целителя, великого знахаря, все это вряд ли позволит объединить его с традиционным христианством т.н. «глобального Севера». Можно с определенной долей уверенности прогнозировать, что встреча «южного» христианства с «северным» в условиях чуждого для афрохристианства современного европейского цивилизационного кода принесет много проблем обеим ветвям христианства. Проблема массовой миграции «южных» христиан из стран Тропической Африки в обозримой перспективе будет не менее острой, чем широко дискутируемая исламизация Европы, хотя обе эти проблемы и лежат в одном русле, а именно, ренессанса архаики в Европе, принесенного потоками мигрантов.

Научные публикации

Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен «параллельных» обществ в системе международно-политических отношений: коллективная монография / науч. ред. Л. А. Андреева, И. В. Следзевский, М. Ю. Смирнов. — СПб.: Владимир Даль, 2021. — 551с. ISBN 978-5-93615-294-8
Андреева Л. А. Радикальный исламизм в школах Франции и Германии // Современная Европа. 2021. №3. С. 139-148. DOI: 10.15211/soveurope32021139148 (http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2021/3-2021/Andreeva-3-21.pdf)
Андреева Л. А. Иудаизм в тропической Африке: феномен народа игбо (Нигерия) // Восток (Oriens). 2021. № 2. С. 83-92. DOI: 10.31857/S086919080014160-3 (https://vostokoriens.jes.su/s086919080014160-3-1/)
Андреева Л.А. Религиозные конфликты как «фактор толчка» миграции из стран Тропической Африки в Европу // Восток (Oriens). 2020. № 3. С. 134-144. DOI: 10.31857/ S086919080009918-6 (https://ras.jes.su/vostokoriens/s086919080009918-6-1).
ндреева Л.А. Вызов современной конституционной системе Германии: деятельность организации «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ) // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 4. С. 192-210. DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-4-9 (https://www.ogt-journal.com/jour/article/view/670?locale=ru_RU).
Андреева Л. А. Исламизация Германии: "параллельное" мусульманское общество и светское государство // Современная Европа. 2019. № 5. С. 110-121. DOI: 10.15211/soveurope52019110121 (http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2019/5-2019/11.pdf).
Андреева Л. А. Миграционные потоки "южных" христиан из стран тропической Африки в секулярную Европу в начале XXI века: встреча "северного" и "южного" христианства // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11, № 4. С. 206-218. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-4-206-218 (https://www.ogt-journal.com/jour/article/view/348).
Andreyeva L.A. The De-Europeanization of Christianity in the 21st Century: the Phenomenon of “Southern” Christianity // Social Sciences. 2017. Vol. 48, Is. 1. Pp. 124-135. DOI: 10.21557/SSC.48463656 (https://www.researchgate.net/publication/318702833_The_De-Europeanization_of_Christianity_in_the_21st_Century_The_Phenomenon_of_Southern_Christianity).
Андреева Л.А. Христианская религиозность в Африке в начале XX века в цивилизационно аспекте // Цивилизационные альтернативы Африки: колл. монография. Т. 1, Ч. 2. М.: Институт Африки РАН, 2017. С. 62-73 (https://inafran.ru/sites/default/files/page_file/titul_civilization-blok-1-2.pdf).

Премии и награды

лауреат конкурса Фонда содействия отечественной науки 2006 года в номинации "молодые ученые"








Персональные профили исследователя

Web of Science: M-9210-2013
Scopus: 25222422600
РИНЦ: 133002
ORCID: 0000-0002-6418-5775
MathSciNet:

Место работы и должность

ведущий научный сотрудник, Институт Африки РАН