Академия

Президент РАН Геннадий Красников: Еще два академика в ряду Героев труда – это знак в пользу науки

Президент РАН Геннадий Красников: Еще два академика в ряду Героев труда – это знак в пользу науки

Учительница, бригадир на урановом руднике, руководитель льняной компании и два академика – конструктор авиадвигателей и разработчик ракетных топлив – удостоены в этом году звания «Герой труда Российской Федерации». Когда подписанный главой государства Указ был официально опубликован, на звонок «Российской газеты» отозвался президент Российской академии наук Геннадий Красников.

Академик РАН Геннадий Яковлевич Красников. Источник фото: Ольга Мерзлякова/"Научная Россия".

Геннадий Красников: Поздравляю всех награжденных, но особенно рад, конечно, за коллег по Академии – Александра Александровича Иноземцева и Юрия Михайловича Милехина. Знаю и того, и другого. А с академиком Милехиным мы еще и земляки, оба родились в Тамбове.

А мы в «РГ», пользуясь случаем, поздравляем вас с только что прошедшим личным юбилеем. Это повод и на сделанное оглянуться, и оценить, что может произойти завтра…

Геннадий Красников: Второе гораздо важнее. И в этом смысле академики Иноземцев и Милехин подают своей работой достойнейший пример. Считаю их награждение делом очень своевременным. В случае с Александром Иноземцевым можно говорить о его ключевой, интегрирующей роли во всей кооперации по созданию двигателя ПД-14. Вера в соратников, в то, что они сделают свою часть работы, многое значит. Если бы академик Евгений Каблов и возглавляемый им ВИАМ не решили задачу по жаропрочным лопаткам, такого эффективного двигателя не удалось бы создать. Очень важно, когда все, каждый на своем месте, работают на конечный результат.

За плечами у академика Иноземцева колоссальный опыт. В определенный момент он стал генеральным конструктором, потом – гендиректором. А соединив эти две позиции, не потерял, а сумел сохранить российскую школу двигателистов, всеми силами ее развивал и развивает. Такой подход, когда в одном лице и генеральный конструктор, и генеральный директор, считаю очень правильным. И результативным. В противном случае очень сложно организовать работу по большим проектам – чересчур много зависит от личных взаимоотношений двух человек. Они по-разному могут складываться, и плодотворный тандем возникает далеко не всегда. А когда ключевые функции сведены вместе, в одном лице, организационные и другие вопросы решаются более естественно.

Пример Юрия Милехина, который возглавляет подмосковный «Союз» с 1996 года, это правило подтверждает?

Геннадий Красников: Конечно. А прежде, мы помним, там был руководителем Зиновий Петрович Пак...

Раньше про то, чем занимаются на этом предприятии в Дзержинском, знали только специалисты. А сейчас отрыто говорят, какие разработки ведут в федеральном центре двойных технологий «Союз» и для каких целей…

Геннадий Красников: Думаю, настало такое время, чтобы в народе знали своих героев. Мы с готовностью реагируем на появление новых гаджетов, на какие-то современные марки телевизоров, а про то, что рядом с нами делают совершенно уникальные вещи, находят решения мирового уровня, даже не подозреваем. Считаю, что это неправильно. Надо приподнимать, где возможно, занавес и рассказывать людям про героев, которые рядом.

Когда отрабатывали «Булаву» для подводных лодок, на слуху было имя академика Юрия Соломонова из Московского института теплотехники. А пришла очередь сухопутного «Сармата», заговорили про Владимира Дегтяря из ГРЦ Макеева. А ведь ни того, ни другого без разработок «Союза» и участия Юрия Милехина просто и быть не могло…

Геннадий Красников: Любое изделие подобного класса – будь то «Сармат», «Булава» или та же серия стратегических АПЛ «Борей», для которых «Булаву» создавали, – это всегда большая и особым образом выстроенная кооперация. В ней решаются свои задачи по многим направлениям – в том числе по материалам, по системам управления, по электронике и компонентной базе для нее. Это и топливо, и математические модели процессов. А венец всему – когда такая кооперация умело выстраивается под генерального конструктора и живет, работает в едином ритме. Высший пилотаж тут – выбрать правильных помощников, настоящих соратников, которые вместе с тобой делают общее дело. Поверить в них, довериться – и тогда будет результат. Этим даром, я считаю, обладают и Юрий Милехин, и Александр Иноземцев. А сам тот факт, что двум академикам присвоено звание Героя Труда работает на авторитет РАН.

Хороший знак перед Общим собранием Академии наук…

Геннадий Красников: Да, согласен. Мы соберемся вместе 23–24 мая. И, конечно, поздравим коллег. Вдвойне хорошо, когда такие награды приходят вовремя.

Справка «РГ»

Иноземцев Александр Александрович (1951) – генеральный конструктор и управляющий директор «ОДК-Авиадвигатель» (входит в госкорпорацию «Ростех»), выпускник Пермского политехнического института (1973), доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии (2000) и премии правительства РФ в области науки и техники (2013). В октябре 2016 года избран членом-корреспондентом РАН по Отделению энергетики, механики, машиностроения и процессов управления, с 2022-го – академик.

Академик РАН Александр Александрович Иноземцев. Источники: «Российская газета», ОДК-Авиадвигатель.

С 2010 года коллективом пермского конструкторского бюро «ОДК-Авиадвигатель» под руководством Александра Иноземцева проведены научно-технические работы в широкой кооперации с ведущими предприятиями авиационной отрасли, в результате чего создан турбореактивный двигатель ПД-14 пятого поколения для российского ближне- и среднемагистрального самолета МС-21, а также унифицированный газогенератор – для семейства авиационных двигателей тягой от 9 до 18 тонн и промышленных газотурбинных установок. По уровню новизны конструкторских решений и промышленных технологий авиационный двигатель ПД-14 и унифицированный газогенератор не имеют отечественных аналогов.

В те же годы разработаны и освоены в серийном производстве 8 типов газотурбинных энергоагрегатов, предназначенных для производства электрической и тепловой энергии. К этому дню 560 энергетических газотурбинных установок суммарной мощностью 4,44 МВт отработали в совокупности более 20 миллионов часов на объектах «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза» и других компаний.

На опытном производстве «ОДК-Авиадвигатель» под руководством Иноземцева осваивают роботизацию нестандартных технологических процессов, в том числе роботизированное изготовление образцов для исследования конструктивных свойств материала, изготовление литейных керамических форм, механическое изготовление пресс-форм и компрессорных лопаток. Показатель загрузки роботизированного производства достигает 90 процентов.

Милехин Юрий Михайлович (1947) – генеральный директор Федерального центра двойных технологий «Союз», выпускник Томского государственного университета (диплом с отличием, 1970), доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР (1985), Государственной премии (1999) и премии правительства РФ в области науки и техники (2004). Избран членом-корреспондентом РАН по Отделению химии и наук о материалах в 2008 году, с 2016-го – академик.

Академик РАН Юрий Михайлович Милехин.

Под руководством Юрия Милехина в ФЦДТ «Союз» разработано более 20 высокоэффективных рецептур и более 20 технологических процессов изготовления высокоэнергетических ракетных топлив, зарядов, корпусов и пороховых аккумуляторов давления к системам ракетно-артиллерийского вооружения, ведутся работы по шести инновационным направлениям создания гражданской продукции. Милехин осуществлял руководство, принимал участие в проектировании и организации серийного производства твердотопливных зарядов для двигательных установок ракетных комплексов «Тополь-М», «Ярс», «Булава», а также в создании энергетического средства пуска (ЭСП) для тяжелой баллистической ракеты «Сармат» шахтного базирования, которое впервые в отечественной и мировой практике обеспечивает минометный старт изделия весом более 200 тонн.

Ведутся работы по шести инновационным направлениям создания гражданской продукции, включая высокоэффективные средства пожаротушения и взрывопредупреждения. Для ракет-носителей и космических аппаратов «Союз», «Протон», «Ангара» осуществляется изготовление и поставка зарядов двигательных установок различного назначения, в том числе для системы аварийного спасения космонавтов и двигателей мягкой посадки спускаемых аппаратов.

Результаты научной и организаторской деятельности академика Юрия Милехина – яркий пример инновационного развития научно-промышленного потенциала отрасли, когда фундаментальные и прикладные исследования ведутся в комплексе с инженерными разработками, и все это тесно увязано с промышленным освоением.

Текст: Александр Емельяненков.
Источник: «Российская газета».

Новости Российской академии наук в Telegram →