Академия

С упором на управление. Репортаж о встрече профсоюзного актива с руководителем Департамента экономической политики Минобрнауки А. С. Канукоевым (опубликовано в «Научном сообществе»)

С упором на управление. Репортаж о встрече профсоюзного актива с руководителем Департамента экономической политики Минобрнауки А. С. Канукоевым (опубликовано в «Научном сообществе»)

Рубрика Лента новостей Профсоюза работников РАН Профсоюзные новости. Трудовые отношения, оплата труда, занятость

Встречи профсоюзного актива с руководителем Департамента экономической политики Министерства науки и высшего образования Асланом Султановичем Канукоевым должны стать традиционными. В департаменте предлагают проводить на площадке профсоюза в конце года разговор о планах на следующий период, а в первом квартале нового года – обсуждение итогов завершившегося этапа.

Об этом А. С. Канукоев заявил в ходе диалога с членами Центрального совета профсоюза, проходившего в режиме видеоконференцсвязи. Основные темы разговора были определены во время состоявшейся накануне встречи главы департамента с руководством профсоюза – председателем Г. В. Чучевой и зампредседателя В. А. Юркиным (Резюме по ее итогам отражено на слайде стр. 7).

В начале беседы А.С. Канукоев представил планы финансового обеспечения науки и подведомственных министерству организаций на ближайшую трехлетку. Бюджет государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ», в рамках которой консолидирован основной объем средств на гражданскую науку, в 2024 году вырастет по сравнению с нынешним с 1,26 до 1, 38 трлн рублей. Однако в 2025 и 2026 годах запланирован спад – до 1,18 и 1,35 трлн соответственно.

Обеспечение госзаданий – текущей деятельности научных организаций без учета проектного финансирования, в следующем году вырастет до 131,2 млн рублей (на 12,6 % по отношению к текущим цифрам). Данных на дальнейшую перспективу пока нет

При расчете базовых бюджетных ассигнований учтена индексация на прогнозный уровень инфляции 4,5 % в 2024 году и по 4 % в два следующие года и на новый курс рубля (90,1 руб. за доллар в 2024-м и 2025-м, 92 руб. – в 2026-м). Произошло и уменьшение ассигнований для «обеспечения сбалансированности бюджета», в том числе на 5 % «с целью реализации действующих инструментов поддержки Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей».

Минобрнауки продолжает работу с Минфином по поводу возможности выделения в рамках корректировки бюджета дополнительных средств на ряд направлений, в частности на введение отраслевой системы оплаты труда, но манны небесной ждать не стоит, констатировал А. С. Канукоев.

Для сохранения потенциала научных организаций в непростых сегодняшних условиях Минобрнауки планирует повысить качество финансово-экономического менеджмента НИИ. Он рассказал о нескольких уже стартовавших и запланированных на ближайшее время мероприятиях департамента, нацеленных на увеличение эффективности использования имеющихся ресурсов.

Поскольку земельно-имущественный комплекс Минобрнауки второй по величине в России, министерство перешло к использованию такого резерва для развития подведомственных организаций, как оптимизация налогов на землю и имущество. «Пилотами» стали семь вузов и три НИИ с самым большим земельно-имущественным комплексом, для которых были разработаны персональные инструкции по снижению налоговых выплат.

С учетом полученных результатов подготовлены методические рекомендации для всей сети.

Возможные направления оптимизации приведены на слайде внизу страницы.

Создан консультационный центр, где руководители организаций могут получить советы как по оптимизации налогов, так и по использованию сэкономленных ресурсов. Дело в том, что добившимся успеха учреждениям не будут сокращать финансирование на сумму экономии. Эти средства им добавят в виде госзадания на расширение работ по действующим темам или на запуск новых, получивших положительное заключение РАН. Такая практика уже реализуется в отношении предприятий, начавших работу и показавших результат.

Министерство будет учитывать участие (и неучастие) институтов в данной программе при распределении дополнительных ассигнований, подчеркнул А. С. Канукоев.

С 2024 года начнется работа по улучшению качества финансового менеджмента НИИ. Она будет включать ежегодную оценку уровня риска по платежеспособности и дефициту средств.

Согласно утвержденной в октябре методике оценки, при расчетах будет учитываться достаточность средств для исполнения текущих обязательств, размер кредиторской задолженности перед персоналом и фондами, сбалансированность приносящей доход деятельности.

Министерство направило в организации предварительную информацию о том, как они «выглядят» по итогам 2022 года. Результаты за 2023-й пойдут уже в официальный зачет. В итоге НИИ разделят на три группы – с высоким, удовлетворительным, неудовлетворительным качеством финансового менеджмента. С попавшими в «красную зону» будут внимательно работать соответствующие службы министерства, рассматривая все аспекты деятельности, не только финансы.

– Вузы проходят такое рейтингование уже давно. И опыт показывает, что критические ситуации в финансовой сфере возникают там, где слабо работают управленческие команды, – заявил А. Канукоев.

Будут ли к институту применять санкции, если он успешен в научной деятельности, но при этом имеет финансовые проблемы, поинтересовались участники встречи.

– Мы подходим ко всем организациям индивидуально, – ответил руководитель департамента. – Одно дело, когда «вдруг» обнаруживается судебный иск к НИИ на десятки и сотни миллионов рублей, о котором в министерстве узнают только будучи привлечены соответчиками или третьей стороной, и другое – если все чисто, и институту просто не хватает средств. В первом случае определяем, насколько осознанны были повлекшие тяжелые последствия действия. Во втором помогаем с привлечением средств или рассматриваем вопрос о финансовой поддержке.

Чтобы повысить грамотность административного персонала, Минобрнауки запустило цикл мероприятий по независимой оценке уровня профессиональных компетенций руководителей финансово-экономического блока подведомственных научных и образовательных организаций. Заместители руководителей организаций и руководители структурных подразделений, курирующие вопросы финансово-хозяйственной деятельности, а также главные бухгалтера уже прошли тестирование шести профессиональных и двух личностных компетенций. Организация процесса, обработка результатов, выдача руководителям рекомендации по профессиональному развитию работников возложена на специалистов Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

– Пока итоги еще подводятся, но могу сказать, что некоторые научные учреждения нас приятно удивили прекрасной подготовленностью своих команд, – отметил А. Канукоев. – Коллеги из финансово-экономического блока вносят немалый вклад в работу учреждений. Поэтому мы намерены и в дальнейшем уделять пристальное внимание этой теме, это не разовое мероприятие. Собираемся идти дальше: из наиболее успешных сотрудников сформируем кадровый резерв, на который можно будет опираться, чтобы подтянуть слабые организации.

А. Канукоев рассказал о положении дел с готовящейся новой отраслевой системой оплаты труда (ОСОТ). По поручению вице-премьера Татьяны Голиковой Минобрнауки совместно с Минтрудом на базе проведенного в 2022 году мониторинга зарплат в 125 пилотных учреждениях из 7 субъектов РФ сформировали требования к новой ОСОТ для федеральных государственных учреждений науки. Эти документы были одобрены на совещании у заместителя председателя правительства.

Сейчас Минобрнауки подготовило проекты скорректированных Примерных положений об оплате труда по видам экономической деятельности. Согласно этим документам должны быть увеличены минимальные размеры окладов (не менее МРОТ 2024 года). Определены перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера и условия их назначения. Рассматривается возможность установления стимулирующих выплат за научные степени и звания.

Предусмотрены и специальные меры поддержки молодых ученых и специалистов. Министерство призвало профсоюз помочь определиться с тем, кого в данном случае можно отнести к категории «Молодой специалист».

Введение Примерных положений станет первым шагом по внедрению ОСОТ. Сегодня проекты проходят согласования, в том числе с профсоюзами отрасли.

На замечание из зала о том, что без дополнительных средств увеличение минимальных окладов приведет к необходимости сокращать фонд стимулирующих выплат, а если он не велик, дело может дойти до сокращения численности сотрудников, А.С. Конукоев ответил так.

– Мы прорабатываем вопрос с Минфином о выделении целевых средств на введение ОСОТ. Пока решение не принято, но мы не собираемся останавливаться, понимая, что без этого полноценную систему не построить. Соответственно, сегодня речь идет только об изменении структуры. Нам важно стабилизировать ситуацию в учреждениях, повысив минимальные оклады и внедрив меры дополнительной поддержки молодых специалистов в рамках существующих возможностей. От нас требуют также навести порядок в системе оплаты труда, повысить прозрачность в части назначения стимулирующих выплат, увеличить долю в зарплате фиксированной части. Сегодня она составляет в среднем около 25 %, ставится задача в перспективе довести ее до 70 %.

В Минобрнауки выяснили, что не все учреждения приняли и ввели прежние Примерные положения. После утверждения новых версий организации попросят привести свои локальные нормативные акты в соответствие с ними в трехмесячный срок. По его истечении министерство совместно с профсоюзами проведет мониторинг ситуации.

Надежда Волчкова.
Фото Николая Андрюшова.
«Научное сообщество», № 11 2023 г.