Академия

«Я жил и работал в бурную, часто страшную эпоху….»: в издательстве «Наука» вышли воспоминания Г.В. Акимова

«Я жил и работал в бурную, часто страшную эпоху….»: в издательстве «Наука» вышли воспоминания Г.В. Акимова

Опубликованное в 2024 году издание посвящено Георгию Владимировичу Акимову, выдающемуся учёному и организатору отечественной науки и техники ХХ века, члену-корреспонденту Академии наук СССР, лауреату трёх Сталинских премий. Его фундаментальные исследования и открытия актуальны до сих пор и составляют национальное достояние в области внедрения научных знаний в производство.

Воспоминания Г.В. Акимова публикуются впервые. Издание под редакцией члена-корреспондента РАХ Н.Н. Федосеенкова дополнено воспоминаниями потомков Г.В. Акимова, фотографиями из семейных архивов, а также включает статьи об авторе, архивные документы, библиографию.

Во вступительном слове президент РАН академик Геннадий Красников отметил: «Георгий Владимирович, пройдя непростой, но насыщенный путь — от рабочего до учёного — в дальнейшем стал основателем сильной отечественной школы коррозионистов. А его научные труды послужили на благо страны: способствовали зарождению и стремительному развитию советской авиационной промышленности. Убеждён, что биография Георгия Акимова будет интересна к изучению не только специалистам в области металловедения и материаловедения, но и многим другим учёным, особенно, молодым, обладающим таким же пытливым умом, пылким характером и стремлением к созиданию. Иными словами, всеми теми качествами, которыми обладал и Георгий Владимирович».

По словам Н.Н. Федосеенкова, воспоминания учёных — особый жанр, который всегда будет вызывать интерес, и специалистов, и всех, кто неравнодушен к творчеству, к мудрости, к опыту людей, ярко реализовавших себя в той или иной профессии. С прочтения этих книг нередко молодые исследователи начинают путь в науку. Сам Георгий Акимов десятки раз перечитывал автобиографические записки Ивана Сеченова и Чарльза Дарвина — как будто беседовал с великими предшественниками. А сегодня мы можем включиться в разговор с Георгием Владимировичем Акимовым.

Потомственный педагог, Георгий Владимирович начал проводить химические эксперименты ещё в детстве. Воспоминания об этих счастливых солнечных годах первых открытий всю жизнь придавали ему сил. Как и воспоминания о ёлке, которую устраивали ему родители, — «обязательно с украшениями, сохранявшимися из года в год». О том, как они всей семьей увлекались шахматами, как собирали марки… Потом ему довелось пройти дорогами Гражданской войны.

В 25 лет Георгий Владимирович организовал и возглавил первую в России лабораторию исследований коррозийной стойкости авиационных сплавов. Он грустил, что не может посвящать науке всё своё время, потому что приходилось заниматься прежде всего «большими практическими делами», создавая технологии для индустрии, которая оказалась спасительной для страны в годы Великой Отечественной войны.

Перед войной Георгий Владимирович, которому ещё не исполнилось и сорока, успел ярко проявить себя в науке — как один из основателей теории коррозии металлов, автор монографии «Металлы и сплавы в химическом аппаратостроении», «Новые методы защиты лёгких алюминиевых сплавов от коррозии» и многих других. Г.В. Акимов руководил сразу несколькими лабораториями Всероссийского института авиационных материалов, создавал передовые, уникальные материалы, необходимые для техники, которая вывела человека в небо.

В 1929 году Г.В. Акимов разработал холоднокатаную аустенитную нержавеющую сталь, и это был результат, на два года опередивший аналогичные работы в США. Эта сталь стала основным конструкционным материалом для первых советских самолётов. Стали «хромансиль» была посвящена отдельная статья в Большой советской энциклопедии, чего удостоились всего несколько десятков материалов из множества известных науке и технике. Известно, что в конгрессе США был сделан запрос по данным исследования сбитого во время войны в Корее (1950–1953 гг.) советского истребителя: «Известно ли военному министру, что русские строят свои самолёты из стали с прочностью 1600 Мпа, а в США — только 1200 Мпа?».

Вклад в Победу в Великой Отечественной войне

В год 80-летия Великой Победы хочется особенно отметить тот вклад, который внесла в эту победу научная деятельность Г.В. Акимова. Одной из важнейших его работ во время войны стала разработка высокожаростойкого сплава, не содержавшего дефицитных легирующих компонентов, и последующее освоение процесса наплавки им клапанов авиационных двигателей.

Воздушные бои в небе Испании и затем во время Великой Отечественной войны показали необходимость усовершенствования наших боевых самолётов: мощности поршневых двигателей не хватало. Непосредственно перед войной были разработаны более мощные форсированные двигатели, что вызвало ужесточение условий работы их деталей и в первую очередь клапанов, которые начинали прогорать. Необходимо было исключить прогорание и обеспечить их ресурс при форсированной работе двигателя.

Единственным материалом, применявшимся для повышения сопротивления клапана действию раскалённых выхлопных газов, во всех странах был кобальт-хоромо-вольфрамовый сплав — стеллит, которым наплавляли фаску, а у некоторых более мощных моторов — и сферическую поверхность. Недостаточная эксплуатационная стойкость стеллита препятствовала повышению мощности моторов. Требовалось также, чтобы материал не содержал в своем составе остродефицитного кобальта и других металлов, поставляемых из-за рубежа.

Под непосредственным руководством А.Т. Туманова и Г.В. Акимова были организованы работы по поиску новых жаропрочных материалов для наплавки фасок клапанов. Вскоре Г.В. Акимов и инженер А.А. Киселёв разработали мягкий жаростойкий сплав ЭИ334, в основу которого входил нихром, рафинированный кальцием. Последнее обеспечивало хорошую прирабатываемость клапана к седлу, что исключало возникновение зазора, а следовательно, и пригара. К тому же сплав обладал хорошей износостойкостью, стойкостью к газовой коррозии и тем самым обеспечил необходимый ресурс клапанов моторов повышенной мощности. В 1945 году эта работа была удостоена Сталинской премии.

Кроме того, в период Великой Отечественной войны Г.В. Акимов разработал новые ускоренные методы защиты металлов от коррозии. Находясь в эвакуации, он читал курс лекций по авиационному металловедению для студентов Казанского авиационного института. В 1945 году за вклад в победу в Великой Отечественной войне Г.В. Акимов был удостоен ордена Ленина — высшей государственной награды СССР.

Г.В. Акимов ушёл из жизни в возрасте 51 года, но успел сделать множество открытий и оставил в истории науки яркий неизгладимый след. Разработанные им стали и сплавы до сих пор применяются в изделиях авиационно-ракетной техники. Георгий Владимирович получил признание не только на Родине, но и за рубежом. Он был избран членом Американского общества металловедов, а также Фарадеевского общества Великобритании, его имя присвоено Институту защиты материалов в г. Праге. Более 250 научных работ Г.В, Акимова переведены на иностранные языки и опубликованы в зарубежных периодических изданиях.

Новости Российской академии наук в Telegram →